ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

23.10.2009 15:45:

МОСКВА: GOTHIC FILM FESTIVAL



ОЛЬГА ЛАПТЕВА
PR- директор Фестиваля
Helga-lap2008@yandex.ru

Никогда не пускайте вампира в дом. Лучше приходите к ним в гости сами. На этот Хеллоуин – в кинотеатры.

Когда: 29-30-31 октября, 1-го ноября 2009-го г. Москва

Площадки: Кинотеатры «Художественный», ЦДЛ, «Пионер»
Хэллоуин, канун Дня всех святых, празднуется 31 октября и является одним из любимейших праздников среди представителей готической субкультуры. А готы – это одна из самых узнаваемых молодежных движений: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к готической музыке, любовь к хоррор-литературе и фильмам ужасов. И, несмотря на то, что Бела Лугоши умер более чем за 20 лет до появления этого стиля, истинные готы усердно штудируют фильмы Мурнау и Тодда Браунинга в поисках ответов на свои угрюмые вопросы. Психологическое напряжение, темная романтика, эстетика ужаса и сверхъестественности способствуют тому, что настоящий готический фильм затрагивает наиболее чувствительные стороны человеческой души, а также дает почву для размышлений и сопереживания. Многие знают, что среди примеров готического кино обязательно присутствует фильмы Тима Бартона с Джонни Деппом. Артхаус-линия «Кино без границ» предлагает вам окунуться чуть глубже в мир проверенных временем шедевров хоррора, а также представит современные и советские вариации на извечные макабрические темы.
Гвоздем программы первого на территории России фестиваля готического кино станет премьерный показ фильма артхаус-линии «Кино без границ», мистической мелодрамы «Жажда» корейского режиссера Чхан-Ук Пака («Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть», «Я – киборг, но это нормально»).

Вместе с Музеем Кино, специально для готического фестиваля разработана уникальная ретроспективная программа «Позднесоветская готика», цель которой – проследить зарождение и развитие готического стиля и мироощущения в СССР.

В кинотеатре «Пионер» впервые в России пройдет долгожданная ретроспектива фильмов Шиньи Цукамото.

В ночь с 30-го на 31-го и с 31-го октября на 1-е ноября пройдут ночные нон-стоп показы на трех площадках фестиваля под лозунгом «На этот Хеллоуин – в кинотеатры!».

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

Жажда (Чхан Ук-Пак, 2009, Южная Корея) 133 мин
Впусти меня (Томас Альфредсон, 2008, Швеция) 114 мин
30 дней до рассвета (Андерс Банке, 2006, Швеция) 98 мин
Joy Division (Грант Джи, 2007, Великобритания/США) 93 мин
Контроль (Антон Корбайн, 2007, США) 121 мин
Шелк (Су Чао-бин, 2006, Тайвань) 108 мин
Крики (Киёси Куросава, 2006, Япония) 104 мин

РЕТРОСПЕКТИВА – ШИНЬЯ ЦУКАМОТО

Постоянные сравнения с такими необычными экспериментаторами целлулоида, как Дэвид Кроненберг и Дэвид Линч дадут непосвященным подсказку, чего можно ожидать в эстетическом и тематическом плане от работ японского кинорежиссера-актера-ренегата Шиньи Цукамото. Но какими бы лестными эти сравнения не были, им не передать всю самобытность и неистовство его резких и навязчивых кинематографических кошмаров. От гиперкинетического телесного хоррора его фильма «Тецуо – Железный человек» до бросающей в дрожь унылой рассудительности «Гемини», увлекательное собрание сочинений работ Цукамото разделило критиков и зрителей, и создало мощную базу фанатов, которые разделяют его параноидальную технофобию и эстетику киберпанка. Ретроспектива фильмов Цукамото проводится в России впервые.

Хируко-гоблин 89 мин
Июньский змей 77 мин
Витальность 86 мин
Приключения мальчика с электрическим столбом 47 мин
Тецуо – Железный человек 67 мин
Тецуо 2 – Железный молот
Токийский кулак 90 мин
Балет пуль 87 мин
Кошмарный детектив 106 мин
Близнецы 84 мин

РЕТРОСПЕКТИВА: КЛАССИКА ХОРРОРА

К фильмам готического жанра часто относят картины с мистическим или депрессивным содержанием. Готический кинематограф славится работами немецких экспрессионистов, в том числе черно-белыми фильмами начала ХХ века. Культовое значение для гот-культуры приобрела американская экранизация Дракулы 30-х. И практически любой фильм о вампирах может быть смело отнесен к жанру готического кино.

Усталая смерть (Фриц Ланг, 1921, Германия) 114 мин
Призрак (Ф.В. Мурнау, 1922, Германия) 145 мин
Кровь поэта (Жан Кокто, 1930, Франция) 55 мин
Франкенштейн (Джеймс Уэйл, 1931, США) 71 мин
Дракула (Тод Браунинг, 1931, США) 94 мин
Завещание доктора Мабузе (Фриц Ланг, 1933, Германия) 122 мин
Белый зомби (Виктор Гальперин, 1932, США) 85 мин.

РЕТРОСПЕКТИВА: ПОЗДНЕСОВЕТСКАЯ ГОТИКА

Из бодрящегося советского соцреализма готику вытравливали всеми возможными силами, но полностью выветрить так и не смогли. Главный шедевр нашей готики, как ни странно, появился в советские времена. Это «Дикая охота короля Стаха» по роману Владимира Короткевича — блестящая модернизированная стилизация под Анну Радклифф, где пробирающие до костей якобы мистические ужасы оказываются на самом деле порождением вполне человеческой подлости и злобы. Ужас и страх перед сверхъестественными проявлениями Зла окутывал вычурные сталинские высотки, Воланд вовсю резвился на Патриарших прудах, а ближе к закату советской империи дух упадка и разрухи игнорировать не представлялось возможным – во время перестройки разворошили гнездо нечисти, а патриотические монументальные позы сменились бесцельным хождением по сумеречным интерзонам «Сталкера». Причем среди особенностей позднесоветской готики было то, что акцент по вполне понятным причинам делался не на имиджевую составляющую, а на топос, внутренний мир человека. В психоаналитической теории здание традиционно выступает как символ человеческой личности. В описанных средневековых видениях потустороннего мира башня является символом человека. В таком случае, символом позднесоветского гота, воспитанного на мрачных детских фильмах вроде «Черной курицы, или Подземных жителей», была грозно вздымающаяся высотка на Котельнической набережной.
Гамлет (Григорий Козинцев, 1964) (пленка) 140 мин
Король Лир (Григорий Козинцев, 1970) (пленка) 140 мин
Дикая охота короля Стаха (Валерий Рубинчик, 1979) (пленка) 139 мин
Сталкер (Андрей Тарковский, 1979) (пленка) 163 мин
Письма мертвого человека (Константин Лопушанский, 1986) (пленка) 88 мин
Вельд (Назим Туляходжаев, 1987) (пленка) 81 мин
Господин оформитель (Олег Тепцов, 1988) (пленка) 109 мин

ГОТИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ

Бессмертная – и, по мнению многих, постоянно растущая – притягательность жанра «хоррор» многим обязана своим готическим корням: готической литературе и бесконечным обработкам сюжетов произведений Мэри Уоллстонкрафт Шелли, Эдгара Алана По, Брэма Стокера, Роберта Луиса Стивенсона и многих других, а также мелодраматичным экспрессионизмом стиля, чья культурная и структурная сила является совершенно готической по своей природе.

Первая волна популярных хорроров прошла в 1930-х годах в США, производились они в основном студией Юниверсал и полагались в основном на работы таких режиссеров, как Тод Браунинг и Джеймс Уэйл, а также на актерскую работу таких признанных идолов, как Бела Лугоши и Борис Карлофф. С 1931-й по 1933-й год появились не только версия «Дракулы» Браунинга и «Франкенштейна» Уэйла, но и достойная версия Рубена Мамуляна «Доктора Джекилла и мистера Хайда» (который на данный момент остается наиболее часто экранизируемым произведением из всей готической литературы), «Самая опасная игра» Шодсака и Пичела, «Остров потерянных душ» Эрла Си. Кентона, «Белый зомби» Виктора Хальперина, «Мумия» Карла Фройнда, и, конечно же, «Кинг-Конг», ключевой миф двадцатого столетия, также снятый Шодсаком и Пичелом.

Ключевой чертой, которая объединяет многие из этих фильмов, является их зависимость от литературных готических источников, но есть и другие, более важные аспекты, которые оправдывают выделение этих фильмов в самостоятельный поджанр. Во-первых, истинная комплексность их отношений к чудовищности и аномалиям. Безусловно, во «Франкенштейне» и «Кинг-Конге» нам теперь хорошо знакомы неоднозначные эмоциональные эффекты, которые вызывали эти режиссеры. Но «Джекилл и Хайд» Мамуляна вызывает и довольно сложный отклик у аудитории, в основном благодаря щепетильной актерской игре Фредрика Марча в роли Джекилла и Хайда. «Самая опасная игра» до отказа набита готическими отзвуками, потому что в этом фильме на экране появляется свежий и крайне важный образ отстраненного, анахроничного и жадного до крови аристократа. «Белый зомби» - фильм с довольно уместным сомнамбулическим стилем, но в то же время, в соответствии с готическими корнями, настаивает на социальных и политических аспектах. Эти фильмы к тому же были и новаторскими в плане операторского искусства: какими бы реалистичными или нереальными не были бы декорации фильмов, связывает их создание поразительного набора образов смерти, например, в первом эпизоде на кладбище «Франкенштейна» или бесконечном вращении мельничного колеса, приводящегося в движение зомби, в фильме «Белый зомби».

Вторая фаза началась с подъемом фильмов «хоррор» в 1950-х, которые были, как правило, с уклоном в научную фантастику и со слишком очевидным политическим содержанием. Появляющаяся здесь последовательность продолжительных образов создается, чтобы зашифровать некие постулаты по поводу Холодной войны, по поводу страхов вторжения с востока, по поводу опасностей развития технологий, и прежде всего, по поводу угрозы, которую содержит для американского индивидуализма коммунизм. К сожалению, было бы справедливо заявить, что в этих фильмах прежние стилистические запутанности и сложная природа отклика аудитории в жанре систематически уничтожаются. Типичный продукт 1950-х лежит где-то на стыке между хоррором и научной фантастикой: он совершенно упрощенным образом противопоставляет порядок разрушению, обычно позволяя некоему обобщенному обществу людей – или скорее, просто набору индивидов – быть неоспоримыми, и сталкивая его с инопланетным существом или неизвестной науке тварью, у которого изначально нет ни малейших шансов. Таких примеров - море, и в них входят такие фильмы, как «Flying Disc Men From Mars» (1950), «Radar Men From The Moon» (1952), «Война миров» (1952), «Чудовище с глубины в 20 тысяч морских саженей» (1953), «Пришелец из космоса» (1953), «Пришельцы с Марса» (1953), «Убийцы из космоса» (1954), «Создание из черной лагуны» (1954) и «Монстр со дна океана» (1954). Во всех этих фильмах происходит полное поражение инопланетных сил, и очень часто то, что эти инопланетные силы могут предложить, интерпретируется, как некая форма контроля разума. Это, в свою очередь, означает, что все эти фильмы служат образцами некой особенной формы «свободы», в сущности изображающейся достаточно сильной, чтобы противостоять любой угрозе. Достаточно легко усмотреть в этом феномене определенного рода защитную позицию, которая весьма свойственна США, паранойю, порожденную Холодной войной, которая, казалось бы, вынуждает на постоянные разыгрывания физического, ментального или морального вторжения и стратегий сопротивления ему. Удовольствие от поражения монстра редко бывает психологическим, но остается неким способом защиты дома, очага и семьи.

Одно из направлений, в котором хоррор стал развиваться в следующем десятилетии, в шестидесятых, олицетворяют достижения Роджера Кормэна, невероятно важного автора для жанра хоррора, который помимо всего прочего фигурирует как крупный интерпретатор творчества Эдгара Алана По. Кормэн был одним из самых продуктивных режиссеров/продюсеров в истории кинематографа, но наиболее последовательно он занимался хоррорами в период с 1960 по 1964-й год. В эти годы он сделал цикл из семи фильмов («Падение дома Ашеров» [1960], «Колодец и маятник» [1961], «Похороненные заживо» [1961], «Рассказы ужасов» [1962], «Заколдованный замок» [1963], «Маска красной смерти» [1963] и «Гробница Лигейи» [1964]), который, как правило, называют циклом По. Однако, несмотря на то, что Кормэн действительно в каждом из этих фильмов экранизирует части рассказов По (за исключением «Заколдованного замка», основанного на рассказе «Случай Чарльза Декстера Варда» Г. Ф. Лавкрафта [1927-28]), из-за сжатости самих рассказов и предположений аудитории Кормэн вынужден был многое добавлять в них, и он почти не старается, кроме фильма «Гробницы Лигейи», придерживаться ленивого опиумного настроения По, поэтому все фильмы по сути принадлежат творчеству самого Кормэна. Но критиковать его как эксплуататора По было бы в корне неверно: цикл представляет собой вполне самодостаточный набор фильмов хоррор, со своими детальными и впечатляющими мизансценами, в которые встроены элементы По, но сделано это таким способом, чтобы резонировать с ключевыми мотивами культуры 1960-х годов.

Тем не менее, отмечалось, что инициатива в отношении фильмов хорроров в 1960-х годах по большей части была отдана Великобритании, где общеизвестная студия Hammer (названная так не в честь тупого инструмента, как полагают многие, а в честь миллионера, изначально финансировавшего студию) начала целый ряд дальнейших интерпретаций классических готических сюжетов. Студия Hammer провела также ряд менее известных, но не менее важных исследований психопатологии: примерами могут послужить такие фильмы, как «Вкус страха» (1961), «Маньяк» (1962), «Паранойя» (1963), «Фанат» (1965) и «Годовщина» (1967).

Несмотря на то, что работы Кормэна и фильмы ужасов Hammer, которые чаще всего снимал режиссер Теренс Фишер, часто противопоставляются, у них, тем не менее, есть и сходства. Смешанная реакция страха и смеха, которой отмечена, например, 15-е по счету «воскрешение» Дракулы – это явный признак готического культа. Эти фильмы отражают ситуацию, правила в которой хорошо известны. Благодаря всему этому кинорежиссеры могут свободно двигаться между многими возможными вариациями на эти темы.

Тем не менее, в итоге самым примечательным в фильмах Hammer является то место, которое они заняли в культурной жизни Британии. Корни трактовки Hammer мифов о Дракуле и Франкенштейне уходят в раннюю готику, пересмотренную с точки зрения 1960-х. Хорроры Hammer, как и фильмы Кормена, отличаются самоиронией, но самое важное то, что сходство наблюдается лишь в способах, а итоговые результаты у Кормана и Фишера получаются совершенно разными. Фильмы студии Hammer не только не только полностью вступают в искусное балансирование между добром и злом, что лишь пытался провернуть Кормэн. Самым шокирующим в фильмах Hammer, особенно в поздних, была недвусмысленность, с которой режиссеры один за другим указывали на связь между насилием и сексуальностью, и эта прямота, в рамках ранней традиции, указывала скорее на Мэтью Грегори Льюиса, нежели на По.

Фильмы Кормэна и студии Hammer по большей части все-таки оставались переработками старых тем, и в их стараниях модернизировать эти страхи и боязни было заметно некое напряжение. В то же самое время снимались другие типы фильмов ужасов, лучше всего представленные в работах Альфреда Хичкока, Романа Полански и Майкла Пауэлла, и описать их лучше всего можно как акцентировавших разоблачение ужаса в повседневной жизни. Здесь мы имеем фильмы – не обязательно имеющие отношение друг к другу, или к ранней готической традиции – которые, кажется, изначально пренебрегают явной готической обстановкой и стремятся взломать обыденную поверхность повседневных взаимодействий, чтобы обнажить тревогу и агрессию, скрывающуюся под ней.

Тремя символическими фильмами в данном случае можно считать «Психоз» (1960) Хичкока, «Подглядывающий Том» (1960) Пауэлла и «Отвращение» (1965) Полански. Каждый из этих трех фильмов по сути является по сути исследованием паранойи. Каждый из этих фильмов также утверждает наличие взаимосвязи между паранойей и расстройством в отношениях между упорядоченностью и хаотичностью. Каждый из этих фильмов, в поисках визуального эквивалента психологического состояния, находит обстановку, которая в результате имеет прямое отношение к традиционной готической эстетике. В случае «Психоза» это дом со своими погребами и загадочными дверьми, преподносящийся нам как чистое проявление американской готики. В «Подглядывающем Томе» это кинолаборатория, ставшая подменой бездомности главного героя, снятая в полутонах, из-за чего ее границы разглядеть невозможно. Здесь мы имеем лабораторию поколения Франкенштейнов, в которых продолжаются бесконечные попытки познать тайны создания, но в этот раз они переложены в заботы и сюжеты самого кинематографа. Квартира Катрин Денев в «Отвращении», несмотря на свою внешнюю современность, иногда способна выпускать сверхъестественных привидений, достойных самых жутких загадок «Таинств Удольфских».

Таким образом, в готических фильмах поднимаются парные вопросы: во-первых, есть вопрос недвусмысленности, того, что нам показывается, и насколько это может быть совместимым с проблемами загадочности, которой всегда занималась традиционная готика. Во-вторых, есть вопрос истории, и того, насколько возможно создавать новые источники ужаса, не обращаясь к старым моделям.

В материалах пресс-релиза использованы отрывки из книги “The Gothic” Дэвида Пантера и Гленнис Байрон (2004).

Последние новости