ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

22.10.2009 20:36:

ОБЗОР: ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РОССИИ И США



Анна Ожерельева
ozhereleva@gmail.com
Специально для "ТВ ДАЙДЖЕСТa"

На днях на киностудии “Мосфильм” прошла торжественная церемония вручения национальной премии “Золотой луч”. Победителем в номинации “детский канал” стал первый круглосуточный познавательно-развлекательный детский канал "ТелеНяня", принадлежащий Первому каналу. В обзоре дан краткий обзор становления детского вещания в нашей стране и США.

Советский союз на десятилетие раньше, чем США, осознал необходимость создания телепрограмм для детей, однако до 1950 года передачи показывались от случая к случаю, с того же года регулярное вещание для детей начало и американское телевидение, зародив институт «субботнего утра».

При этом в СССР с самого начала телевидение оценивалось как воспитательный и образовательный элемент, а в США как хорошая возможность размещения рекламы. Связано это, в первую очередь, с особенностью экономик двух стран. В то время как в Соединенных Штатах царили рыночные отношения, всей собственностью СССР распоряжалось государство. В полной мере это относилось и к телевидению, и появление детского контента было обусловлено двумя разными целями в разных странах – денежной, с одной стороны, и воспитанием идеологически правильно настроенного поколения – с другой.

В 1970-е – начале 1980-х годов обе страны получают результаты своей детской политики на телевидении. В нашей стране этот период считается периодом наибольшего подъема, расцвета детского телевещания, когда с экранов провозглашались вечные ценности в игровой форме. Формула этого телевидения звучала так: обучая, развлекай! В то же время в США это формула выглядела иначе: рекламируя, развлекай! Коммерческий подход привел страну к осознанию кризиса, а первые попытки с ним бороться – к еще более глубокому в него погружению. Как это произошло и в России в 1990-х годах.

Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается губительной. Обнаружив этот факт, Федеральная комиссия по коммуникациям США в 1990 году издает Акт о детском телевидении, который направляет развитие американского телевидения для детей по тому вектору, по которому шло изначально советское вещание – т.е. в сторону образования, воспитания и ограничения рекламы, полное отсутствие которой, как подтвердилось на российском опыте в 90-х годах (закон запрещал какую бы то ни было коммерческую информацию во время трансляции детских передач), поставило бы отрасль на грань выживания.

Российское телевидение в это же время двигается в противоположную сторону. Конечно, причиной тому - смена политического курса и становление рыночной экономики. В этот период передачи для детей становятся похожими на американские программы во время их становления, с типично откровенной рекламой. Например – программа «Дисней-клуб» (сравнить с «Тип-топ клуб», который выходил в США в 1950-х годах, преимущественно для рекламы хлеба одноименной марки).

Получается, что страны совершили рокировку: в США - от коммерческого развлекательного телевидения к образовательному под государственным контролем, а в России - от образовательного к развлекательному.

В середине 2000-х годов в России стали появляться первые телеканалы для детей. Видимо, как ответ на кризис программы на этих каналах отвечают требованиям воспитания нравственности у подрастающего поколения. Тем не менее, в РФ количество детских каналов достаточно мало и практически недоступно большей части населения.

В США количество этих каналов таково, что их простое перечисление представляется затруднительным - существуют и телекомпании, которые занимаются исключительно детским контентом, а также «взрослые каналы» обычно имеют свои проекты, посвященные детям (ABCKids, PBSKids, DiscoveryKids и т.д.).

Тем не менее, по итогам контент-анализа телеканалов двух стран, можно сказать, что телевидение для детей как в США, так и в России сохраняет присущие ему изначально черты, хотя и несколько подкорректированные. Так, в США на многих детских каналах можно увидеть лишь развлекательный контент (обычно это кабельные сети как Nickelodeon, Cartoon Network, 4KidsTV), помимо того реклама зачастую присутствует прямо в названии шоу. Например, популярный сериал на Nickelodeon “iCarly” воспевает продукцию “Apple” и в названии (техника “Apple” традиционно имеет в названии букву i: плейеры“iPod”, телефоны “iPhone” и т.д.), и по своей сути – сериал рассказывает о молодежи – активных потребителях технических новинок.

В то же время абсолютно все российские каналы, посвященные детям, имеют в сетке образовательные и воспитательные программы. Даже коммерческий телеканал «Мультимания» (более 90% программ – мультсериалы иностранного производства) транслирует образовательные («Большая энциклопедия природы», «Исторические личности»), развивающие («Тельмо и Тула») и воспитательные мультфильмы. И вот теперь «Теленяня» признана лучшей среди российских каналов.

Последние новости