ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

20.08.2003 10:35:

АВГУСТ - МЕСЯЦ ФЕСТИВАЛЕЙ



ерий Кичин

Август в жизни мирового кино – самый напряженный месяц: в августе проходят сразу несколько крупных международных фестивалей.

Один из них, в швейцарском Локарно, завершился в минувший уик-энд, увенчав "Золотым леопардом" картину пакистанского режиссера Сабихи Сумар "Молчаливые воды" /Khamosh Pani/ (2003). Этот фильм о вдове, чей сын становится исламским экстремистом, не входил в число фаворитов критики, но жюри уже в который раз предпочло актуальность "горячей темы" более художественным критериям. Эта же лента удостоена приза Экуменического жюри.

Не менее неожиданным был выбор обладателя Специального приза жюри – этой престижной награды удостоен румынский фильм "Мария" /Maria/ (2002) Калина Нетцера о матери, которая, чтобы прокормить своих семерых детей, занялась проституцией. В этом же фильме нашелся и лучший актер – им признан Сербан Ионеску. "Серебряный леопард" поделен между американской картиной "Тринадцать" /Thirteen/ (2003) Кэтрин Хардуик и боснийской лентой "Огонь!" /Gori vatra/ (2003) Пьера Залики. Специальными упоминаниями отмечены фильм японца Мазахиро Кобаяши "Парикмахер" и картина из Ирана "Маленькие белоцветники" /Danehaye rize barf/ (2003) (режиссер Олиреза Амини). Приз за лучшую женскую роль оказался распиленным на три части: по "Серебряному леопарду" увезли Диана Думбрава из фильма "Мария", Киннон Хер из "Молчаливых вод" и Холли Хантер из "Тринадцати". Приз ФИПРЕССИ пожертвован спорной боливийской картине "Сексуальная зависимость" /Dependencia sexual/ (2003).

Таким образом, фестиваль в Локарно предъявил не просто новый подход к отбору программы, но и некую странность критериев, в результате которой на первые роли вышли кинематографии, доселе ходившие в аутсайдерах.

Не менее эксцентричным обещает стать и фестиваль в Монреале, который откроется 27 августа. Один из самых амбициозных киносмотров планеты, он позиционирует себя как Всемирный, то есть главный по крайней мере на американском континенте. При этом его директор Серж Лозик известен как неутомимый борец с Голливудом и страстный поклонник европейских кинематографий. Это чувствуется в отборе картин и для нынешнего фестиваля: из 19 конкурсных лент только одна американская, и ту сделал европеец – наш земляк, еще недавно советский режиссер Владимир Алеников. У нас его знают по таким картинам, как "Биндюжник и Король" и "Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные". Теперь в США он сделал драматический триллер "Ружье" с Джеком Форбсом, сюжетным ходом напоминающий нашу "Копейку": ружье переходит из рук в руки и становится своего рода эстафетой зла для тех, кто жаждет им обладать.

Кроме того, в монреальском конкурсе будут состязаться фильмы из Испании, Канады, Индии, Италии, Румынии, Сербии, Македонии, Италии, Франции, Шри-Ланки, Японии, Польши, Турции, Буркина-Фасо, Аргентины, Великобритании. А значит, как и Локарно, Монреаль делает ставку на никому не известные имена из "малых" кинематографий, которые до сих пор для международного зрителя были в зоне невидимости.

Кроме своей удивительной программы, Монреаль устроил еще один сюрприз мировому фест-движению, коварно передвинув свои обычные сроки на десять дней и заняв нишу, принадлежащую Венеции и Торонто. Злые языки утверждают, что директор Лозик просто захотел поставить ножку своему давнему конкуренту – гораздо более влиятельному фестивалю в соседнем Торонто, а также поднял руку на старейший европейский киносмотр в Венеции. Теперь журналистам, по долгу службы кочующим по кинофестивалям, придется выбирать между тремя крупными событиями, проходящими одновременно. Но так как нет сомнения, что Монреаль они предпочтут в последнюю очередь, то Серж Лозик подставил ножку, скорее всего, самому себе.

Как мы уже сообщали, в прибалтийской России завершился фестиваль поменьше – смотр отечественного кино "Окно в Европу" в Выборге. Придуманный кинорежиссером Саввой Кулишом 11 лет назад, он имеет репутацию "народного", потому что картины там бесплатно показывают всем желающим. Теперь он тоже решил выступить в качестве эксцентрика и оценить фильмы с точностью до наоборот. Так, Гран-при удостоена картина Алексея Учителя "Прогулка" – провинциальное подражание датской "Догме", уже провалившееся на Московском кинофестивале. "Поправивший" Москву Выборг здесь выглядит комично: на международном уровне, мол, фильм не выдерживает критики, а для своих – сойдет. Не менее смешны попытки объяснить постоянные неудачи переживающей кризис "петербургской школы" кинорежиссуры происками зловредной Москвы – когда речь идет о хорошем кино, его признает и Москва, не очень отделяя себя от Петербурга.

Что такое декларированный "Выборгский счет", продемонстрировал приз с этим амбициозным названием: он ушел к не менее провальному переизданию картины Георгия Натансона "Еще раз про любовь" – фильму Веры Сторожевой "Небо. Самолет. Девушка". Таким самоубийственным поступком "Выборгский счет", по-видимому, дал нам понять, что он не "Гамбургский". Впрочем, свой спор с Москвой Выборг решил ограничить "Прогулкой", и лучшим дебютом признал "Коктебель" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, уже получивший на ММКФ Специальный приз жюри. Приз имени Андрея Тарковского присужден Петру Тодоровскому, который показал вне конкурса премьеру фильма "В созвездии Быка". Призом имени Станислава и Андрея Ростоцких награждена Ирина Скобцева за роли в фильмах "Другая женщина, другой мужчина" и "Янтарные крылья". Приз имени Саввы Кулиша ушел к Виктору Косаковскому, представившему фильм "Тише!".

В целом, по общему признанию, конкурс в Выборге был слабым, что, на безрыбье, частично объясняет триумф Алексея Учителя. Вероятно, сыграл свою роль и приезд Никиты Михалкова, который известен как главная лоббирующая сила "Прогулки". Основной же сенсацией фестиваля стала презентация его "Утомленных солнцем 2" – фильма, который еще не начинался и неизвестно, когда будет снят, но раскрутка которого, по всем канонам Большого Голливудского Кино, уже пошла. Публика много смеялась, слушая сценарий в исполнении автора, особенно в сцене, когда пилот немецкого истребителя в бреющем полете пытается обкакать капитана нашего мирного судна.

www.film.ru

Последние новости