ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

16.08.2003 10:10:

"ПОЕЗД" УШЕЛ



XI фестиваль российского кино "Окно в Европу" прошел не без потерь. В последний момент из конкурса был изъят "Последний поезд" Алексея Германа-сына, после чего Выборгский фестиваль потерял главную надежду на сколько-нибудь существенное кинематографическое открытие. Других открытий ЛИДИЯ МАСЛОВА ("Коммерсант")в конкурсе не заметила.

"Последнему поезду" посчастливилось быть отобранным в конкурс дебютов Венецианского кинофестиваля, от которого пришла бумага, что в Венеции уже объявлена "мировая премьера" картины, а потому ее показ в Выборге в высшей степени неуместен.

Происшедшее идет несколько вразрез с традиционными речами представителей ведущих заграничных фестивалей, которые в России не упускают случая заявить, насколько надуманна и смешна проблема "девственности" фильма, из-за которой то, что едет в Берлин, Венецию, Канн или хотя бы включено в московский конкурс, не может претендовать на приз в Сочи или Анапе. То есть на словах осуждая глупую конкуренцию между фестивалями разного статуса, из-за которой все лучшее уходит "на экспорт", а уровень внутрироссийских фестивалей снижается, на деле заграничные функционеры сами же провоцируют нелепую ситуацию, когда скромный Выборг вдруг оказывается соперником самой Венеции.

Без картины младшего Германа, о которой видевшие отзываются не без одобрения, выборгская конкурсная программа совсем лишилась изюминки и превратилась в этакий пункт приема кинематографического вторсырья. Самые сильные фильмы конкурса – "Коктебель", "Бумер", "Прогулка" открыты были не здесь, а случившиеся премьеры на сенсации не тянут, хотя каждый второй режиссер, внутренне изнывающий от зависти к популярному "Бумеру", перед показом объявляет признаком своей оригинальности, что уж в его-то фильме никаких бандитов и стрельбы не будет.

Но почему-то именно после таких мирных картин особенно хочется стрелять – в лучшем случае одиночными выстрелами, а то и автоматными очередями.

В мелодраме Константина Худякова "Другая женщина, другой мужчина" Вера Глаголева играет жену богатого (Анатолий Лобоцкий), которая никак не может родить живого ребенка. Игорь Костолевский играет мужа процветающей художницы (Татьяна Лютаева), на старости лет вдруг спохватившегося, что жена ему тоже никого не родила. Если вы еще не поняли, что это кончится благополучным зачатием и вынашиванием здорового плода, тогда это кино для вас, и вы сможете по достоинству оценить кадр, в котором голые герои после ночного купания семенят в обнимку, завернутые в какой-то целлофан и подсвеченные контражуром. И ведь не подберешь слов, чтобы объяснить, почему идут мурашки по коже от этой операторской скабрезности Михаила Суслова, специально приезжающего из Америки снимать такие целомудренно-похабные картинки.

Все-таки когда у героев есть хотя бы теоретическая возможность пострелять, дело движется значительно живее. А герои фильма "Трио" Александра Прошкина постреливают иной раз на законных основаниях: Андрей Панин, Михаил Пореченков и уверенно дебютировавшая в кино артистка рязанского театра Мария Звонарева изображают слаженный милицейский коллектив, притворяющийся дальнобойщиками и путаной с целью выявления банды, орудующей на дорогах различных областей России. "Трио" – нормальное жанровое, приключенческое кино, только некоторые мелкие концы с концами не сходятся. Однако на пресс-конференции режиссер дал понять, что это не беда, поскольку криминальный сюжет его не интересовал, а интересовали отношения между героями (один любит ее, а она выбирает другого, а у него жена), а также некая социальная метафорика, которую на экране разглядеть трудно, несмотря на очень убедительные словесные описания господина Прошкина. Может быть, его стремление к усложненной интерпретации своего произведения объясняется тем, что сценарий написал постоянный соавтор Вадима Абдрашитова Александр Миндадзе, обычно не сочиняющий историй без социально-философского подтекста и не придумывающий персонажей без таинственной символической нагрузки. Это относится и к героине "Трио", которую критики назвали типичной "миндадзевской женщиной" за загадочную немотивированность поведения, настораживающую в сержанте милиции.

Не менее загадочен герой игрового фильма "Мишка", снятого известной документалисткой Светланой Стасенко. Режиссер дотошно задокументировала такие явления кинематографической реальности, как фильмы Виталия Каневского про трудных подростков (в такой стилистике "Мишка" начинается) и перестроечные картины про рокеров типа "Взломщика" – в эту сторону фильм резко уходит, когда действие перепрыгивает из 80-го в 87-й год, а мальчик, в детстве подрабатывавший исполнением блатных песен для кабацкой публики, в тюрьме вырастает в смазливого молодого человека с музыкальной харизмой, мгновенно становящегося звездой. На этом основании "Мишка" периодически смахивает на фильм-концерт группы "Серебро", обильно насочинявшей песен примерно в таком духе: "Мы с тобой давно бы были вместе, если б не завязли в этом тесте". Про тесто это они точно подметили: некоторые кинематографисты – большие мастера замесить нечто тестообразное и сами же в нем увязнуть.

www.kommersant.ru

Последние новости