ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

04.08.2003 12:15:

РЕАЛЬНОЕ ТВ ПО-АНГЛИЙСКИ



То, что роман Бена Элтона "Dead famous" издатели перевели как "Смерть за стеклом", объясняется просто. В центре сюжета - телешоу "Любопытный Том", аналог реального телевизионного шоу "Большой брат" и нашего отечественного "За стеклом".

В том, что Бен Элтон - мастер детективной интриги, читатель мог убедиться, знакомясь с выпущенным ранее романом "Звонок из прошлого". В этом смысле и новый роман не разочарует. Более того, сама ситуация - главное событие и стержень сюжета - кажется почти немыслимой, непредставимой. Убийство происходит в момент трансляции телевизионного шоу "Под домашним арестом" программы "Любопытный Том". Убийство в прямом эфире. Один из десяти участников, обреченных на девятинедельное заточение под присмотром телевизионных камер, - жертва, один - убийца.

Расследование заставляет полицейских просматривать записи всех прошедших (и не прошедших) в эфир телепрограмм. Дело ведет инспектор Колридж - человек, которому молодежная культура вообще, а шоу - тем более, не внушает ничего, кроме отвращения. Двое его более молодых и современных коллег относятся к "Любопытному Тому" гораздо снисходительнее.

Собственно содержание романа составляют своего рода стенограмма передач "Любопытного Тома" и комментарии следователей, авторов программы, зрителей, участников. Мотивация просмотра - поиск убийцы - заставляет их лишь более пристально следить за словами и поступками. Таким образом, за видимой стороной шоу открывается закулисная.

Во-первых, сами герои отнюдь не те, за кого себя выдают. Почти каждому из них есть что скрывать. Во-вторых, "реальное телевидение" - вовсе не реальное, а насквозь придуманное. Шоу не показывает, но делает героев по своему усмотрению, по своему сценарию. Все зависит от монтажа, а иногда и просто от прямого подлога. И в-третьих, за этой игрой скрывается еще одна - преступная.

Сатира в романе явно побеждает детектив. Бену Элтону удается достичь еще одного эффекта "реального телевидения": даже те, кому герои "Любопытного Тома" откровенно несимпатичны, кого убивают глупость и пустота бесед, поступков, телевизионных приемов, невольно оказываются захвачены действием. И вовсе не случайно сами полицейские, для того чтобы раскрыть преступника, найти доказательства, прибегают все к тем же средствам телешоу.

Финал в общем логичен и предсказуем, хотя бы потому, что сам детектив неожиданно претендует на притчевость. Смысл оказывается не столько в том, чтобы найти убийцу, сколько в том, чтобы уничтожить злого демиурга, создавшего этот низменный, циничный и лживый мир. Другое дело, что в результате демиург и убийца оказываются одним лицом. Это уже чисто детективная условность.

GAZETA

Последние новости