ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

30.07.2003 15:26:

КРИЗИС ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕРИАЛОВ



Телевидение обязано информировать и развлекать. То есть рассказывать новости и показывать шоу. Новости – это как бы жизнь; шоу – как бы искусство. Но сегодня искусство пытается переиграть жизнь. И одной из важнейших особенностей минувшего телесезона стала борьба за реальность. Судя по рейтингам, давнишних репортажей из «застеколья» зрителям не хватило. И наиболее востребованными оказались документальные передачи-сериалы вроде «Фабрики звезд» или «Последнего героя», бесстрастно и бесстыдно фиксирующие повседневность шаг за шагом. Или делающие вид, что они ее фиксируют. Ведь главным свойством таких шоу, отличающим их от обычной жизни, является слишком предсказуемая непредсказуемость. Выходят по расписанию, правила заданы заранее, сценарий известен всем.

Однако все равно телевидение словно вступало в спор с серьезными, тоже многодневными событиями, происходившими в действительности. Вроде теракта на Дубровке или войны в Ираке. И драматургически выстроенные «реалити-шоу» стали телевизионным ответом внезапным трагедиям.

НЬЮСМЕЙКЕР В ОТСУТСТВИЕ НОВОСТЕЙ

Но это все искусство, а что же реальность, то есть непосредственно информационное вещание? Главное событие здесь лежит вне простого производства программ. Закрыли целый канал – ТВС. Он с самого начала нес на себе печать обреченности. Все понимали – ТВС был обязан погибнуть в силу активно позиционируемой независимости. Зачистки в эфире неизбежны в канун грядущих выборов: нельзя же, в самом деле, оставлять без присмотра столь мощные рычаги воздействия и влияния. И одной из важнейших черт телегода стало постепенное стирание разницы в позициях разных каналов. Практически везде возобладал «государственный подход» – точка зрения власти.

Неудивительно, что именно государственный канал «Россия» весь сезон активно набирал очки, четко выстраивая сетку вещания, закупая самые громкие фильмы и создавая яркие передачи. С точки зрения рейтингов, в этом году «Россия» (средний рейтинг по итогам сезона – 19,9% против 19,7% в прошлом) выдвинулась в лидеры, постоянно воюя с Первым каналом (средний рейтинг этого сезона – 27,7% – несколько снизился на фоне прошлого – 32,8%). Однако в освещении событий два основных игрока эфирного поля совпадают практически полностью.

НТВ (15,1% в этом году против 14,2% в прошлом), тоже входящий в лидирующую тройку и обычно отличавшийся самостоятельностью суждений, наоборот, активно развивался в сторону аполитичности. Здесь победил, условно говоря, «парфеновский» подход. Формат, внедренный на НТВ бессменным ведущим «Намедни», распространился даже на ежедневные эфиры. Телевизионное барокко, состоящее из гламура и необязательных подробностей, достигло апофеоза в новорожденной «Стране и мире».

Весь год телевидение само создавало информационные поводы, активно рассказывая об отставках и назначениях в руководстве каналов, о переходе журналистов на новое место работы и о создании новых передач. Превращение ТВ – рупора новостей – в ньюсмейкера есть косвенный признак кризиса информационного вещания.

Кризис новостных программ сломал хрупкую систему аналитических подходов, установившуюся пару лет назад. Тогда выходные превращались в мучительный марафон: телезритель, интересующийся политикой, по очереди смотрел «Итоги» Киселева, «Зеркало» Сванидзе, «Постскриптум» Пушкова, «Времена» Познера. Из разницы подходов пытливый и внимательный ум мог высечь искру собственных смыслов. И, между прочим, высекал, потому что правда всегда находится где-то посередине. Теперь эта система сломана.

Иных уж нет, а те, кто есть... Сванидзе в последнее время как-то потерялся, уступив первенство на канале «Россия» итоговой программе «Вести недели» Евгения Ревенко, который на аналитика явно не тянет. «Постскриптум» скучен и излишне специфичен. «Времена» аналитическими тоже не очень-то назовешь. Чаще всего приглашенные эксперты фиксируют здесь срез общественных настроений, а не подспудные механизмы и рычаги политических интриг.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ТЕЛЕКИНО

Если новости и аналитика оказываются в кризисе, телевидение словно бы топчется на месте. Пробуксовывают даже музыкальное и развлекательное вещание. Ведь именно информация – главный двигатель жизни внутри телевизионного мира. Счастливое исключение – динамичное развитие каналов СТС и «Культура», напрямую не связанных с политикой и регулярным информационным вещанием. Поэтому их и не трогали, не дергали постоянными перестановками и аудиторскими проверками. Их сетка постепенно стабилизируется, появляется все большее количество собственных, оригинальных продуктов. И все-таки не оставляет ощущение, что каналы эти работают вполсилы, а жизнь шумит и пенится где-то в ином месте.

Свято место пусто не бывает. Вы хочете песен? Их есть у меня. Проблемы с информацией способствуют расцвету телевизионного кинематографа. Минувший сезон оказался буквально золотым для производителей отечественных сериалов. Безусловное лидерство здесь снова принадлежит каналу «Россия». Самые заметные премьеры сезона, криминальная сага «Бригада» (ее рейтинг доходил до 49,7%) и экранизация романа «Идиот» (27,1%), собрали значительную телевизионную аудиторию.

Латиноамериканские теленовеллы продолжали оставаться в сетке практически всех федеральных каналов (без этого никуда), но до наших экранов добралась и доброкачественная американская «мыльная» продукция – не все же «Санту-Барбару» жевать. Лучшие сериалы оказались сосредоточены на НТВ – продолжения «Клана Сопрано» и «Скорой помощи», а также самая громкая премьера телесезона – любовные похождения эмансипированного женского квартета из «Секса в большом городе».

Расцвет «телемыла» и закат политического вещания – важный симптом времени. Не новости и не политическая аналитика, но милое телевизионное кино формирует сегодня коллективное бессознательное современной России. Россияне все меньше и меньше интересуются политикой, и даже Путин отметил стремление соотечественников эмигрировать в семейную жизнь. Сидеть перед голубым экраном и смаковать «Идиота». И последнее. Телевизор не зря называют главным божком семейного алтаря – его, приходя домой, включают вместе с электричеством. Перед ним проходит большая часть нашей жизни. Поэтому очень жалко, что, как правило, в прайм-тайм идут теленовеллы с криминальными сюжетами. А позитив типа «Друзей» или «Секса в большом городе» задвигается на периферию сетки вещания, на утро или поздний вечер.

http://www.ej.ru/080/life/art/02/index.html> ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ

Последние новости