ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

21.11.2008 16:20:

КАДРЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА - КТО ОНИ?



Мария Семенова
Редактор портала MediaJOBS.RU
editor@mediajobs.ru
19 ноября в рамках выставки «НАТЭКСПО-2008» состоялась отраслевая конференция «Кадры для электронных медиа», организованная Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) и порталом MеdiaJOBS.RU при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.

Открывая конференцию, президент НАТ Эдуард Сагалаев отметил, что кризис влечет за собой серьезнейшие процессы, в результате которых проблема кадров в индустрии выходит на первый план.

«По моим примерным оценкам, сокращение будет минимум на 20 процентов, это касается и персонала, и зарплат. Но есть ощущение, что все может быть и посерьезнее», - оценил ситуацию президент НАТ. По его словам, отрасли придется выдержать достаточно жесткий «естественный отбор», после которого в профессии останутся только востребованные, креативные, действительно талантливые люди – возможно, это можно считать «плюсом» в создавшейся непростой ситуации.

Модератор конференции - генеральный директор индустриального портала MеdiaJOBS.RU и экспертного рекрутингового медиаагентства Штаты.RU Наталья Селезнева отметила, что конференция по кадровым ресурсам отрасли была запланирована организаторами еще весной. Руководители медибизнеса понимали, что серьезным препятствием дальнейшего развития отрасли является недостаточность квалифицированного кадрового резерва. Осенние новости о мировом финансовом кризисе лишь обострили тему: о рынке труда, сокращении рабочих мест и зарплат заговорили все, что привлекло к мероприятию дополнительное внимание. Сегодня тема состояния профессиональных ресурсов - какие специалисты нужны отрасли в первую очередь и как организовать их подготовку усилиями самих компаний и образовательных центров - заслуживает неотложного внимания.

Собравшиеся за «круглым столом» спикеры, представляющие крупнейшие корпорации и учебные заведения медийного профиля сделали попытку оценить масштаб возможных сокращений специалистов на медиарынке, проанализировать качество профессиональных ресурсов электронных СМИ, определить реальную стоимость специалистов на рынке труда. Александр Полесицкий, генеральный директор «Европейской Медиа Группы», рассказал о вариантах стратегии, которую выработала его компания для существования в кризисной ситуации: «Пока мы пытаемся отказываться от того, что в условиях кризиса является роскошью и избегать массовых сокращений», - такова позиция главы крупнейшей радиокорпорации. Говоря о людях, которые в силу известных обстоятельств, скорее всего, останутся без работы, Полесицкий, прежде всего, с сожалением упомянул о специалистах по связям с общественностью. По его прогнозам, эти отделы, скорее всего, одними из первых окажутся в числе сокращенных. Журналисты же, по его мнению, будут нужны всегда, поскольку в условиях кризиса потребность в информации будет только расти.

Генеральный директор «СТС-Регион» Сергей Петров считает, что его компания достаточно оптимизирована для того, чтобы пережить кризис более-менее безболезненно. Часть сотрудников будет выведена на аутсорсинг, что позволит значительно сократить расходы на обслуживающий персонал. По словам руководителя медиахолдинга, придется расстаться и с некоторыми управленцами в регионах, оптимизировав деятельность и кадровый состав региональных структур. Отвечая на вопрос о требованиях, предъявляемых к руководителям и сотрудникам региональных компаний, он отметил, что планка для таких профессионалов крайне высока. Региональные программы обязательно должны находиться на уровне основного контента телеканала, а значит и требования, предъявляемые к регионалам, ничем не отличаются от требований к их московским коллегам.

Александр Дулерайн, заместитель генерального директора ТНТ, поднял тему позиционирования и продвижения телеканала, особенно актуальную в условиях кризиса. Профессия телевизионного маркетолога сегодня только начинает формироваться, это «штучные» специалисты, и сейчас особенно остро стоит вопрос о том, как и где их обучать. Людей, профессионально занимающихся медиапланированием промо, по словам Дулерайна, вовсе не существует, и речь идет о назревшей необходимости создания такой профессии. То же самое касается и эфирного продвижения канала.

Рассуждая на тему кадров, востребованных независимо от развития и результатов кризиса, спикеры были единодушны в одном: на сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос отсутствия технических специалистов.

Александр Волов, президент группы компаний «Окно-ТВ», озвучил цифры: по его словам, только в Москве существует потребность в двух тысячах технически «подкованных» профессионалов. Сегодня на столичных телеканалах работает 1-2 сотрудника технических служб, способных использовать все возможности современного оборудования. Вузов, специализирующихся на обучении технических специалистов для работы с новейшим телекоммуникационным оборудованием, в России пока нет, - отметил Волов. По его мнению, выход из положения – обучение специалистов непосредственно в компаниях-производителях и интеграторах оборудования.

Михаил Пономарев, директор дирекции информационного вещания «ТВ Центр» добавил, что в новостном секторе не хватает квалифицированных режиссеров. Чаще всего ими становятся инженеры, хорошо разбирающиеся в технике, но «не способные творить».

По мнению директора дирекции креативного планирования и интернет-вещания Первого канала Елены Афанасьевой, на сегодняшний день также трудно найти ИТ-специалистов, подготовленных для работы в сфере медиа. Она отметила, что основной критерий, по которому выбирают специалистов для Первого канала – желание работать и понимание того, насколько непрост телевизионный хлеб.

Анна Качкаева, зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, ГУ-ВШЭ, поделилась своими мыслями, основанными на многолетнем опыте работы: сейчас существует необходимость подготовки специалистов, способных работать на разных медийных платформах. В этом году состоялся первый набор в школу мультимедийной журналистики, где, как явствует из названия, как раз и будут готовить профессионалов нового поколения.

Представители вузов и образовательных центров – Нина Зверева (директор учебного центра «Амедиа»), Константин Огнев (ректор ИПК работников телевидения и радиовещания), Юрий Литовчин (президент ГИТР им. М.А. Литовчина) в один голос говорили о необходимости реального сотрудничества вузов с медиакомпаниями – только при таком взаимодействии сфера будет получать полноценных специалистов и востребованных профессионалов. На сегодняшний день о таком сотрудничестве можно только мечтать.

Экспертные выступления всех участников конференции - ключевых фигур индустрии - были емкими и информативными. Спикеры анализировали происходящие процессы, опираясь на свой опыт и многолетнюю практику. Каждое выступление будет дословно опубликовано на портале MеdiaJOBS.RU в самое ближайшее время. Следите за обновлениями и публикациями.

Последние новости