ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

01.10.2008 11:15:

К 100-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА



Ксения Щербино
Пресс-служба канала «Культура»
kscherbino@tv-culture.ru
Сто лет… много это или мало для кино? Сложно представить, что кино, по сравнению с другими видами искусства, столь молодое изобретение человечества. Мы так привыкли к еженедельным премьерам в кинотеатрах и к ежедневным кинопоказам по телевизору, что часто забываем, как все начиналось, как удивлял тогда, 100 лет назад, еще неискушенных зрителей «Прибывающий поезд» молодых новаторов братьев Люмьер. Сегодня кино – это огромная индустрия, в которой занято множество людей, в которой используются самые современные достижения технической мысли (если говорить о спецэффектах) и актерского, режиссерского, сценаристского, операторского гения…

К юбилею отечественного кинопроизводства телеканал «Культура» покажет документальные программы, которые познакомят современного зрителя с режиссерами, актерами и фильмами эпохи «великого немого», а также с первыми работами времен появления звука, цвета, то есть того периода, когда кинематограф уже оформился как искусство и экспериментировал со стилями и направлениями.

Также к 100-летию отечественного кинопроизводства телеканал «Культура» приурочил цикл «Шедевры старого кино», который транслируется по пятницам и интересен не только киноманам, но и всем, кто любит талантливый кинематограф первых десятилетий прошлого века.

Документальный фильм «Фридрих Эрмлер перед судом времени» смотрите на телеканале «Культура» 8 октября в 22.00.

Незадолго до смерти Фридрих Эрмлер напишет жене: «…Хочется хоть раз в жизни, чтобы моя картина стала всеобщей любимицей. Чтобы ее хвалили не просто за политическую ситуацию, но за чистоту, за возвышенные чувства и мысли. Я щедро отдал бы куски своей жизни за мгновение радости, за слезу, выкатившуюся из глаз на просмотре, – за слезу зрителя… И вот я хочу, хотя бы единожды, сделать произведение, которое останется после меня, и чтобы наш сын мог гордиться своим отцом, и чтобы народ любил меня в моем искусстве».

Выдающийся советский кинорежиссер Фридрих Маркович Эрмлер пришел в кинематограф в годы гражданской войны из органов ВЧК, а уходил в оттепельных 60-х безжалостным критиком режима личной власти. В его творчестве художник зачастую побеждал коммуниста. Реальную жизнь простых людей Эрмлер гениально представил на экране задолго до итальянских неореалистов.

Ранние работы Эрмлера были сняты в духе революционно-пролетарского кинематографа второй половины 20-х с соцреалистическим хэппи-эндом в полном соответствии с лозунгами партии большевиков применительно к текущему моменту. Что касается сомневающихся элементов, то чекист Эрмлер был тогда убежден: «Споры должны решаться разговором на свинце!»

В 1926 году выходит «Катька – бумажный ранет». Именно с этой картины и начинается Фридрих Эрмлер как таковой. Картину называли «фильмом ленинградских улиц». Правильнее бы сказать – трущоб… Эрмлер нашёл «униженных и оскорблённых» в стране свободы, равенства и братства. Как точно заметил Григорий Козинцев, вольно или невольно он стал продолжателем традиции великой русской литературы ХIX века, с её интересом к маленькому человеку.

Вслед за своим первым успехом Эрмлер снимает «Дом в сугробах», «Парижский сапожник» и вершину этого периода – «Обломок империи». Во всех этих картинах главные роли исполнил Федор Никитин. И везде героями становились не титаны революции, а, наоборот, люди этой революции чуждые, и более того – ею искалеченные! Все эти персонажи – обломки империи. Все они осколки разбившегося зеркала, пытающиеся найти себя в новом индустриальном мире.

Успех картины «Встречный» был колоссальный. «Песню о встречном» на музыку Дмитрия Шостаковича пела вся страна. Кино Эрмлера набирало силу вместе с партией «отца народов». После «Великого гражданина» режиссер в кожаной тужурке с партбилетом и браунингом становится признанным и обласканным властью лидером соцреализма в кино.

В 1965 году в Ленинграде судьба свела вместе двух очень разных людей, дороги которых не раз должны были бы до этого пересечься. Один из них – бывший член царского правительства 86-летний белоэмигрант Василий Шульгин, другой – известный советский кинорежиссер Фридрих Эрмлер. Две человеческих судьбы, в которых как в зеркале отразилась вся многострадальная история России. Результатом этой встречи стал удивительный художественно-документальный фильм о революции и судьбах русской эмиграции «Перед судом истории», которым Фридрих Эрмлер завершил свой творческий путь. Странные отношения складываются у Эрмлера с этим 86-летним человеком. Текст Шульгина в сценарии был целиком построен на цитатах из его мемуаров. И это были скрупулезно выверенные и отредактированные цитаты, потому что он наотрез отказывался говорить в камеру то, с чем был не согласен. Но в ходе работы над фильмом все изменилось: обвиняемые в своих деяниях оказывались куда благороднее и куда патриотичнее своих обвинителей, а главный «подследственный» по сюжету фильма Шульгин оказался очевидно благороднее, честнее и умнее своих судей…

Последние новости