ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

11.09.2008 14:08:

АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ ПЛЕНИТ ЗРИТЕЛЯ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ



Инна Боровкова
корреспондент ТВ Дайджеста


Сегодня, 11 сентября, выходит в прокат фильм «Пленный» Алексея Учителя. Двумя днями раньше, в кинотеатре «Октябрь» компания Централ Партнершип показала «Пленного» прессе. Фильм снят по повести Владимира Маканина «Кавказский пленный».

«Пленный» - военная драма о том, как война распоряжается судьбами людей. Тема, безусловно, много раз используемая и писателями и режиссерами. У тандема Маканин - Учитель получился такой взгляд, как если бы любой из нас, взяв лупу мировых размеров, смог увеличить ею любую «горячую точку» и вглядеться в лица и души молодых солдат, бросившихся как по команде «Ату» на убийство друг друга. Это мемориал трагедии, которая всегда срежиссирована сильными мира сего, и в запущенных механизмах которой теряются люди, лица, характеры.

Главные герои «Пленного»: двое русских солдат – опытный и немногословный сержант Рубахин (Вячеслав Крикунов), весельчак Вовка (Петр Логачев) и пленный – необычайно красивый чеченский юноша Джамал (Ираклий Масхалаиа). Пленный – трофей Рубахина, захваченный им для спасения застрявшей в ущелье колонны, дорогу к которой должен показать Джамал. Тяжелый горный путь делает из врагов не друзей, конечно, но людей способных к милосердию, состраданию и пониманию того, что и в условиях войны необходимо жить по человеческим законам.

После показа картины, состоялась пресс-конференция с участием Алексея Учителя, Владимира Маканина и молодых актеров Вячеслава Крикунова и Петра Логачева.

Алексей Ефимович рассказал журналистам, что фильм уже завоевал приз жюри на фестивале в Карловых Варах и был приглашен на 26 международных фестивалей. Поступило предложение от американского продюсера о съемках ремейка, в котором действие фильма будет происходить в Ираке.

Отвечая на вопрос о подборе актеров для «Пленного», режиссер поведал, что принципиально выбирал непримелькавшиеся лица без шлейфа известности и опыта, чтобы зритель поверил, не отвлекался на сравнения с прежними достижениями актеров. Не удавалось найти главного героя - пленного чеченского юношу - и съемки даже отложили на пол года, пока не нашли Ираклия Масхалаиа, который оказался, что называется «под боком», в московской школе.

На вопрос о реальности сюжета повести Владимир Семенович Маканин ответил так: «Допускаю, что у этой ситуации есть реальная основа. Во всех войнах пленные были, есть и будут всегда. Конкретные сплетения судеб возникали в процессе работы. Сначала предполагалось, что Пленным может быть и девушка, но этот сюжет нам показался из прошлого, и повесть обрекалась бы на некую крамольность, и как только мне пришла в голову мысль сделать пленным юношу, то сюжет стал из 21 века.

После пресс-конференции состоялись индивидуальные интервью с создателями фильма.

ТВД: Владимир Семенович, как признался режиссер, на роль Пленного долго не могли найти нужное лицо. Идея повести в том, что главный герой должен быть настолько красив, чтобы его красота смогла что-то изменить в этом мире. Я правильно понимаю смысл?

В.С. Маканин: Красота главного героя пыталась спасти ему жизнь, но не смогла. Красота пытается спасти мир. В одном случае спасает, в другом – нет.

ТВД: Не многие авторы соглашаются с вольной экранизацией их произведений. Вы намеренно пошли на это? Почему?

В.С. Маканин: Когда мы только начинали обсуждать совместную работу с Алексеем Ефимовичем, я сказал, что тоже как и он, не хочу слепого копирования моей повести. Экранизируя Чехова, Толстого стараются сделать все буквально, как биллиардный кий. Но Чехов - это не биллиардный кий, это нечто совсем другое. Меня устраивал оригинальный фильм, оригинальное прочтение. Держась канвы, можно вышить свой рисунок. На мой взгляд, это удалось. Изначальное повествование в пересказе других людей приобретает новые краски и смысл. Экранизации должны быть как все более и более глубокий пересказ.

ТВД: Когда Вы пишете о войне, откуда Вы черпаете сюжеты? Вы общаетесь с людьми, побывавшими в горячих точках?

В.С. Маканин: Мой племянник воевал в Нагорном Карабахе, а участие в разных военных действиях носит общий характер. Основное знание есть в каждом из нас, но оно находится в распыленном состоянии, его нужно собрать по частичкам. Там мы слышали про Дудаева, тут - про террористов. Вы бы очень удивились тому, как много Вы знаете, если бы смогли конденсировать эти частицы. Я это знаю, потому что умею собирать свое знание воедино. Уверен, что все обладают таким умением, просто у всех остальных нет в этом необходимости.

ТВД: Отзовется ли Ваше тонко чувствующее сердце писателя на случившиеся события в Северной Осетии написанием новой книги?

В.С. Маканин: Я только что написал новый роман о военной кампании в Чечне под названием «Асан». Это большой роман, и он появится в продаже приблизительно через месяц. Это тема для России, для российского писателя нескончаема, она настолько значительна, что в ней могут быть разные сюжеты. Можно задать тысячи вопросов и искать на них ответы.

ТВД: Алексей Ефимович, признание профессионалов «Пленный» уже получил и был приглашен на многие кинофестивали, с чем Вас и поздравляем, но что касается проката и широкого зрителя - какие у Вас прогнозы?

Алексей Учитель: Мои прогнозы очень простые: если бы мы имели достаточный рекламный бюджет то, конечно, и зрителя было бы больше. Какой бы я фильм ни сделал со съемочной группой, если зритель не будет об этом знать, то он не пойдет в кино. К сожалению, эта проблема в российском кино существует. У нас есть интересные кинематографические результаты, но в силу этой проблемы они не всегда доходят до широкого зрителя.

ТВД: Т.е. Вы анонсируете «Пленного» как фильм для широкой публики?

Алексей Учитель: Конечно, я считаю, что он для широкой публики. И в первую очередь, для молодежи, для молодых людей. Прежде всего, им приходится сталкиваться с тем, что мы показываем на экране. Пусть не всем, но все это видят и чувствуют. Главное - это чувствовать и переживать, поэтому, я уверен, что фильм должны посмотреть. Каков будет результат - не знаю, но надеюсь, что хороший.

ТВД: Какова математика картины: бюджет, количество копий и сколько времени занял съемочный процесс?

Алексей Учитель: Бюджет картины - чуть больше двух миллионов, количество копий нужно уточнять, но что-то вроде 100-120 копий. Съемочный процесс длился больше года.

ТВД: Вы рассчитываете на коммерческий успех?

Алексей Учитель: Ну конечно рассчитываем. Отчасти рассчитываем, хотя и в меньшей степени, на прокат. Картину уже купил Первый канал. Я думаю, что и другие каналы заинтересуются в последствии.

ТВД: Руководство Первого канала сообщило Вам, когда планируется премьера?

Алексей Учитель: Есть определенные сроки - через полгода после начала проката. Так что, я думаю, что фильм появится сразу после Нового года. Будут выпущены DVD - диски. Мы надеемся на зарубежные продажи. В любом случае, делая кино и в небольшой степени рассчитывая на коммерцию, какие-то дивиденды мы все же должны получить. Мой лозунг простой: «Высокохудожественное кино, но для самого широкого зрителя». Слияние этих двух сочетаний происходит не так часто, но к нему нужно стремиться, таким кино должно быть. «Пленный» - довольно грустное кино, что не всегда нравится зрителям и не то что нравится, а просто не все хотят получать грустный конец. Тем не менее, я думаю, что все равно зритель у нас будет.

ТВД: С кем режиссеру – Учителю интереснее работать: с неопытными актерами, которые как пластилин готовы растаять и принять нужную форму в Ваших руках, или все-таки с маститыми профессионалами?

Алексей Учитель: В первую очередь мне нравится работать с талантливыми людьми. С актерами, которые увлечены и не важно, известные они или нет. Если человек увлечен и хочет достичь результата, то я всегда чувствую это и ценю, с такими людьми мне интересно работать. В съемочной группе «Пленного» была прекрасная атмосфера и нацеленность на результат в творчестве. Это всегда отражается на экране. Если этого нет, то, как правило, результат не может быть настоящим и хорошим.

ТВД: Фильмы о войне всегда вызывают много споров о достоверности сюжета, атрибутики, и т.д. Вы готовы к придиркам?

Алексей Учитель:Мы очень тщательно все выстраивали. У нас были военные консультанты, снимались реальные военные люди и грубых ошибок там быть не должно. Какие-то мелочи, возможно, и выскочат. Потом, мы же и не претендуем на некий фактологический документ. Есть образные вещи, которые должны эмоционально действовать на зрителя. В любом случае, это очень правдивый документ.

ТВД: Расскажите, пожалуйста, о Вашем новом проекте «Густав».

Алексей Учитель: Про «Густава» я могу сказать следующее. Первый съемочный день - 12 сентября. Это очень большой, масштабный, высокобюджетный проект, с очень известными актерами. В главной роли сыграет Машков, а также Джигарханян, Баширов, Ксения Раппопорт. Из «Пленного» снимутся Вячеслав Крикунов и Юлия Пересильд. Будет задействовано трое немецких актеров. История происходит осенью 1945 года в Сибири с очень любопытными драматургическими ходами, с любовными историями и с паровозными гонками.

ТВД: Вячеслав, Вы исполнили одну из главных ролей в фильме - роль Рубахина. Обоснуйте динамику развития симпатии и отеческого отношения Вашего героя к Пленному? Ваш ответ мы адресуем людям, которые пытаются запараллелить «Пленного» с «Горбатой горой».

Вячеслав Крикунов: Это заложено в самом герое, ведь он не какой-то там зверь, который готов растерзать любого в стане врага, а человек с большой буквы. У него абсолютно здоровые реакции на все происходящее. Он внешне выглядит железобетонно, мощно, но внутри него кипит бурная жизнь, и у него есть свои больные точки. В момент встречи с чеченцем первое, что он видит - это совсем молодого пацана и это определенный шок. По сюжету, парень божественно красив и, я считаю, что восхищение его красотой, является естественной реакцией, не зависимой от пола человека. Правда, с Ираклием у нас отношения не совсем сложились, и, в силу этого, мне приходилось мысленно рисовать «картину Репина» в воображении, видеть действительно красоту и как-то реагировать на это по-актерски.

ТВД: Помимо опыта, что фильм и Ваш герой привнесли в Вашу жизнь?

Вячеслав Крикунов:Название «Пленный» и история этих отношений между врагами номинальна, по большому счету, а если в реальной жизни попытаться мысленно столкнуться с этим врагом и попробовать понять его мотивации, то получается, что это не враг. В своей жизни я впервые над этим серьезно задумался. Оказывается, что далеко и ходить не нужно, ведь реальная история – Грузия, где один человек решил устроить войну и братьев превратить во врагов.

ТВД: Как Вы считаете, в сцене убийства у Вашего героя был выбор?

Вячеслав Крикунов: Как актер сыгравший эту сцену могу сказать, что самая главная трагедия на мой взгляд - сам момент удушения - возникает от недопонимания друг друга. Рубахин не понимает Джамала, который просто пытается сказать, что ему больно. Мой герой в этот критический момент не может точно быть уверенным и воспринимает это как провокацию, и выбора у него не остается - он не может рисковать своей жизнью и жизнью своего боевого товарища. Я согласен с абсолютно точным определением Алексея Ефимовича, что Рубахин делает «нечеловеческий выбор» - здесь отключается все: мозг, чувства, эмоции.

ТВД: Расскажите о том, как Вам работалось с Алексеем Ефимовичем.

Вячеслав Крикунов: Замечательно. Более того, я думаю, именно потому, что это мой первый серьезный опыт, главная мужская роль и далеко не последний режиссер в стране. Ни о чем подобном я даже и не мечтал. Коллеги по цеху, с которыми я общаюсь, рассказывают, что некоторые режиссеры много-много говорят, но в итоге ничего непонятно. Алексей Ефимович ставил задачи очень простыми, общедоступными словами, которые сразу были понятны всем: не только актерам, но и непрофессионалам. В частности, Ираклию – он же не актер по образованию, но ему тоже все было понятно. Да еще оказалось, что с Алексеем Ефимовичем не только легко работать, но и очень просто общаться.

В завершении хотелось бы согласиться с мнением многих, что это самая сильная на сегодняшний день работа Мастера. А еще как слоган добавить: «Пленный» - это фильм не о войне, это фильм о мире» (Алексей Учитель).

Интервью И. Боровковой

Последние новости