ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

08.07.2008 15:37:

ЮБИЛЕЙ ИНГМАРА БЕРГМАНА НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"



Ксения Щербино
Телеканал "Культура"
kscherbino@tv-culture.ru
К 90-летию со дня рождения великого шведского режиссера Ингмара Бергмана телеканал «Культура представляет художественные фильмы «Седьмая печать», «Персона», «Земляничная поляна», «Сарабанда», а также документальные фильмы «Бергман и остров Форе» и «О «Сарабанде»»

Смотрите на телеканале «Культура» документальный фильм «Бергман и остров Форё» (14 июля в 23:50). Само присутствие режиссера в кадре – режиссера, которого мы привыкли воображать в зеркале его картин, а не видеть участником фильма, - уже большое событие. Бергман, находясь на пустынном и таинственном острове Форё в Балтийском море, впервые откровенно говорит о себе, о своем детстве, о своем отношении к окружающему миру. В этой картине зрители впервые могут приблизиться к пониманию внутреннего мира своего кумира, а их проводником в этом путешествии станет сам великий режиссер. Интересно все, каждая деталь рассказа Бермана. Но даже больше, чем его слова, интересно то, как он движется, как говорит, как улыбается, как живет. Именно в этих бытовых характеристиках перед нами и открывается настоящий Бергман.

«Седьмая печать» (смотрите 15 июля в 23:55)- один из главных фильмов Бергмана и самая известная картина-притча мирового кинематографа. Это фильм о философии и метафизике, о смерти и о внутреннем мире человека. Сам Бергман говорил о ней: « «Седьмая печать» - одна из немногих картин, по-настоящему близких моему сердцу». В основу картины легла пьеса Бергмана «Роспись по дереву», а название взято из «Откровения» Иоанна Богослова. Рыцарь Антониус Блок возвращается из крестового похода в родную Швецию… Его шахматный поединок со Смертью – один из самых известных эпизодов классического кинематографа; путешествие рыцаря и его оруженосца по пришедшей в упадок стране – затертый эпический сюжет – приобретает новое глубокое значение. В пути они встречают девушку, которую должны сжечь как ведьму. С ней Антониус Блок говорит о смысле бытия, о жизни и смерти, но она не может ему помочь. Он хочет исповедаться, но не знает, что его исповедник – сама Смерть. Кто же из них выиграет начатую партию? В ролях: Макс фон Сюдов, Биби Андерссон, Гуннар Бьернстранд, Бенгт Экерот, Нильс Поппе, Инга Гилл, Мод Ханнсон. Специальная премия жюри на МКФ в Канне (1957); номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля в том же году.

Смотрите на телеканале «Культура» художественный фильм «Персона» (16 июля в 23:50). Это фильм об одиночестве. Одиночестве внутреннем и одиночестве внешнем. Известная актриса Элизабет Фоглер (Лив Улльманн) во время одного из спектаклей замолкает посреди действия. Сначала непонятно, то ли она стала немой, то ли это каприз. Наблюдающий ее психиатр приходит к выводу, что она здорова, но находится в состоянии наподобие оцепенение, и советует ей отправиться на природу. Фру Фоглер едет к морю в сопровождении сиделки Альмы (Биби Андерсон). Она все время молчит, а Альма рассказывает ей о своей жизни; - но удастся ли двух женщинам найти общий язык? Сам фильм рассыпается на разрозненные реплики. «Персона» могла бы показаться импровизацией, но за, казалось бы, бессвязными отрывками стоит колоссальная работа актеров и режиссера.
Режиссер Ингмар Бергман. В ролях: Биби Андерссон, Лив Улльманн, Маргарета Кроок, Гуннар Бьернстранд. 2 национальные кинопремии Швеции: лучший фильм и лучшая актриса Б. Андерссон (1967); 3 награды гильдии американских кинокритиков: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая актриса (Б. Андерссон).

«Земляничная поляна» (смотрите 17 июля в 23:50) – один из самых известных фильмов Бергмана. Его структурная композиция – путешествие, географическое (профессор Исаак Борг с невесткой Марианной едет на вручение присвоенного ему почетного звания), временное (посещая те места, где прощла его молодость, он встречает старых знакомых) и пространственное (сны перемежаются с реальностью).

Это фильм – взгляд внутрь себя, фильм – проекция своего прошлого на свое настоящее, попытка разобраться героя в себе самом. В нем Бергман определяет для себя те сюжетные и стилевые средства, которые впоследствии станут характерными чертами его творчества. «В «Земляничной поляне» я без малейших усилий и вполне естественно перемещаюсь во времени и пространстве, от сна к действительности <…> Главная движущая сила «Земляничной поляны» - отчаянная попытка оправдаться перед отвернувшимися от меня, выросшими до мифических размеров родителями, попытка, с самого начала обреченная на неудачу. Лишь много лет спустя мать и отец обрели в моих глазах нормальные пропорции - растворилась и исчезла инфантильно-ожесточенная ненависть. И наши встречи наполнились доверительностью и взаимопониманием»,- пишет режиссер об этой работе.
В ролях: Виктор Шёстрём, Биби Андерссон, Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрстранд, Юллан Киндаль, Фольке Сундквист, Бьёрн Бьельвенстам, Найма Вифстранд, Макс фон Сюдов. «Золотой медведь» и Приз ФИПРЕССИ Берлинского МКФ; «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм; премия итальянских критиков на Венецианском МКФ.

К теме семейного непонимания Бергман вернется в картине «Сарабанда» (18 июля в 23:50). Конфликт отца и дочери тесно переплетается с конфликтом мужа и жены – в этом фильме Бергман безжалостно препарирует человеческие эмоции. Марианна (Лив Улльманн) приезжает к бывшему мужу Йохану (Эрланд Йозефсон) и остается погостить у него на несколько дней, - между ними дружеские, хотя и прохладные отношения. Она становится случайной конфиданткой Карин (Юлия Дюувениус), дочери сына Йохана (Борье Альстедт) от другой жены. Жизнь на периферии катастрофы – вот как можно было бы охарактеризовать этих четырех людей, любящих друг друга, но не умеющих разрешить ни внутреннего, ни внешнего конфликта.
Павильонная съемка придает картине ощущение интимности, камерности, сопричастности действию. Зритель ощущает себя вуайеристом, подглядывающим в замочную скважину за нелицеприглядными семейными сценами. Сама структура фильма минималистична и схематична: 4 актера, 10 диалогов, пролог и эпилог. Однако в эти жесткие рамки попадает вся гамма человеческих эмоций, и невольно вспоминаешь, что от любви до ненависти всегда один шаг. В ролях: Лив Улльманн, Эрланд Юсефсон, Борье Альстедт, Юлия Дуфвениус, Гуннель Фред. Премия кинокритиков Аргентины «Золотой кондор»; Специальный приз МКФ в Сан-Хорди (Испания) Ингмару Бергману; премия «Сезар» за категории лучший европейский фильм.

О том, как на самом деле проходила работа над картиной, зрители узнают из документального фильма «О «Сарабанде»»(18 июля в 22:45), в котором сам Бергман словно отвечает на вопросы, возникающие у невидимого зрителя. «Я требую от других того же, что сам пытаюсь достичь, - абсолютного совершенства», - говорит режиссер. Своими впечатлениями от работы с Бергманом делятся также актеры и технический персонал, занятый в процессе съемок «Он такой деятельный… Он не только работает с текстом – он подбадривает, старается обсудить все до съемки», - рассказывает Юлия Дуфвениус, исполнившая роль Карин.

Последние новости