ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

05.05.2003 13:32:

ПРИЗЫ РОССИЙСКОМУ ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ КИНО



Татьяна Гоник, Ньон, Франция, для bbcrussian.com

В швейцарском городе Ньоне названы победители 9-го международного фестиваля документального кино Visions du reel.

Из 116 фильмов, показанных в течение недели в четырех кинозалах Ньона, лучшими были признаны 13 картин.

Российское документальное кино на фестивале представляли два фильма: "Тише" Виктора Коссаковского и "Последний срок" Владимира Эйснера.

Полнометражная комедия "Тише" получила в Ньоне приз молодой публики. В течение года Коссаковский просто открывал окно своей питерской квартиры и снимал все, что из сезона в сезон происходило внизу.

В итоге на экране - 80 минут абсурда и немыслимого, понятного лишь российскому человеку идиотизма, которым полна жизнь крошечного пятачка на одной из питерских улиц. Этот идиотизм вызвал в зале смех немногочисленных русских, явно признавших родную действительность, и молчаливые улыбки местных зрителей.

История, впрочем, явно пришлась по душе юной публике фестиваля, которая и присудила фильму приз - на церемонии награждения молодежь приветствовала Коссаковского криками и радостным свистом.

Впереди - одна тишина

Гран-при фестиваля в 15 тысяч швейцарских франков был присужден картине "Последний срок" режиссера из Новосибирска Владимира Эйснера. В состав международного жюри входили экс-президент Швейцарской Конфедерации Рут Дрейфусс, режиссеры из Америки и Канады и продюсеры из Англии и Германии.

Персонажи "Последнего срока" - старые люди, которые большую часть жизни были не в ладах с законом и вот теперь доживают свои дни под Новосибирском, в специальном доме для престарелых уголовников, отбывая здесь свой последний срок.

Борис Егоров, главный персонаж фильма, прошел войну, был награжден, а после стал вором-карманником, поведя за собой жену и дочь. 46 лет своей жизни Егоров провел за решеткой, каждый раз оказываясь в тюрьме за очередную мелкую кражу. Слова героя "я хотел бы умереть на свободе" звучат горькой иронией: двери этого дома открыты, его обитателей никто не держит, однако они сами знают, что останутся здесь: этот дом их последнее пристанище, другого пути просто нет.

На экране - изрезанные морщинами лица и покалеченные тела; камера фиксирует долгий пристальный взгляд из-под густых серебристых бровей, в глазах - тяжесть прожитых лет и глубокая тоска, понимание того, что впереди - одна тишина.

Горькая ирония и поэтичность

Черно-белая эстетика, в которой сделан фильм, создает целую галерею удивительных портретов, не позволяя зрителю отвлекаться на детали, которые в картине Владимира Эйснера отодвинуты на задний план. Главное здесь - это сами персонажи, изолированные от общества, собранные отовсюду под одну крышу.

За современной, неведомой им жизнью страны герои "Последнего срока" следят по телевизору. На экране - выпуски новостей; череда узнаваемых лиц оживляет в памяти недавние политические скандалы. На нынешнее российское правосудие обитатели дома для престарелых уголовников глядят с осуждением и обидой: мелкие карманные кражи, из-за которых были сломаны жизни, на фоне современных порядков кажутся этим людям невинным баловством. Как было сказано на церемонии награждения, жюри высоко оценило горькую иронию, боль и поэтичность, которые пронизывают картину.

Сам Владимир Эйснер называет свой фильм метафорой современного российского общества, "в котором маленький человек обречен на жалкое прозябание, а те, кому место за решеткой, вершат судьбы людей".

В следующее воскресенье фильмы-победители Visions du reel будут показаны в Париже в рамках просмотра документальных фильмов "Местные колориты", организованного французской Ассоциацией документалистики.

Би-Би-Си

Последние новости