ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

19.03.2003 14:28:

МИХАИЛ СЕСЛАВИНСКИЙ : АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕДИА ИНДУСТРИИ РОССИИ



Выступление Михаила Сеславинского на заседании коллегии МПТР России 19 марта 2003 г.

Уважаемые коллеги!

Определяющими факторами работы отрасли в прошедшем году, безусловно, были процессы, связанные с самоорганизацией профессиональных структур, работающих в сфере средств массовой информации.

Профессиональному сообществу удалось сделать значительные шаги на пути организации индустрии СМИ, превращению ее в современную рыночную отрасль национальной экономики.

Когда весной прошлого года проходил российско-американский диалог по предпринимательству в области СМИ, то первоначально казалось, что эффект от этих контактов будет минимальным, что мероприятие проводится скорее для проформы, чем с какими-то конкретными целями.

Но, к счастью, все оказалось с точностью до наоборот. Контакты, которые установились в ходе череды встреч, продемонстрировали, что процесс самоосознания всего масс-медийного сообщества как самостоятельной мощной индустрии должен завершиться конкретными решениями, что формирование правил игры на масс-медийном рынке – это та проблематика, которая может решаться только сообща.

Первым итогом этих процессов стало проведение в июне 2002 г. Общероссийской конференции «Индустрия СМИ: направления реформ». Уникальность конференции заключалась в том, что она организовывалась фактически всеми общественными организациями в сфере СМИ, а не одним, пусть даже весьма уважаемым, союзом, гильдией или ассоциацией.

Хочу еще раз назвать тех, кто выступил в качестве организаторов. Это «Медиа Союз», НАТ, Интерньюс, Фонд Эдуарда Сагалаева, Гильдия издателей периодической печати, Институт развития прессы, Фонд радио, Союз издателей и распространителей печатной продукции, , Национальная ассоциация издателей, Союз журналистов России, Медиа Комитет. Министерство также выступило одним из организаторов и в состоявшемся диалоге заранее не определяло для себя какую-то лидирующую позицию.

Тогда, пожалуй, впервые за последние годы сообщество глубоко и всесторонне не только обсуждало профессиональные проблемы, существующие в средствах массовой информации и связанные с индустрией СМИ, ее технологическим развитием, но и попыталось определить параметры отраслевой модели, которая бы позволила превратить российские СМИ в конкурентоспособный и инвестиционно привлекательный бизнес, в котором доминируют профессиональный менеджмент, высокие редакционные стандарты, экономическая самостоятельность и финансовая прозрачность всех участников рынка.

Проведение конференции показало, что, с одной стороны, государство не может решать многочисленные проблемы отрасли без учета мнения самой индустрии. А с другой стороны, что учет общественных интересов и позиции государства – важнейший фактор успешного проведения реформ отрасли.

Осенью 2002 г. был образован Индустриальный комитет, в его состав вошли лидеры всех крупных медиа-структур, действующих в стране. Возглавил же его генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.

Именно эта общественная организация стала тем звеном, вокруг которого объединяется медийное сообщество для решения своих проблем, реформирования отечественной медийной индустрии и цивилизованного лоббирования ее интересов.

Пожалуй, самой важной задачей, которую в начале определил для себя Индустриальный комитет, стала работа над новым законом «О средствах массовой информации». Отмечая, что закон образца 1991 г. сыграл основополагающую роль в развитии СМИ, его прогрессивный характер, профессиональное сообщество считает, что сформировавшиеся за последнее десятилетие новые общественные отношения, прежде всего в сфере экономики и индустрии СМИ, требуют законодательного закрепления.

Кроме того, в законе о СМИ должны найти отражение и положения нового Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов.

Работающие в СМИ сталкивались с рядом внутренних противоречий, неточностей и пробелов в правовом регулировании отдельных положений деятельности редакций, телерадиокомпаний, которые не нашли отражения в действующем законе.

Подготовленный законопроект содержит четкую понятийную базу, определяет организационно-правовые основы деятельности средств массовой информации, правовое положение владельца, издателя, вещателя, редакции средств массовой информации, регламентирует процедуру лицензирования вещательной деятельности с учетом новых способов распространения информации (вещание в мультимедийной среде) и т.д.

В настоящее время работа по подготовке законопроекта рабочей группой Индустриального комитета в целом завершена, но надо сказать, что процесс несколько затянулся.

В целом положительно оценивая проделанную Индустриальным комитетом работу, хотел бы заострить внимание на том, чтобы за текущими проблемами мы не забыли о тех целях, которые ставили уже почти год назад.

Подобные ситуации, к сожалению, достаточно часто встречаются в нашей стране. Много лет назад замечательный историк Василий Осипович Ключевский хорошо сказал об этом, описывая прогрессивные реформы 19 века : «Любуясь, как реформа преображала русскую старину, недоглядели, как русская старина преображала реформу».

В 2002 г. существенно расширилось направление практической деятельности фактически всех общественных организаций. Значительное количество проведенных выставок, конференций, семинаров и круглых столов позволили сообществу консолидироваться и в режиме реального времени обсуждать многие злободневные проблемы.

Весной прошлого года была проведена независимая экспертиза системы измерений ГЭЛЛАП Медиа, которая позволила определить основные недостатки отечественной системы измерений. Это очень важный этап в решении проблемы совершенствования системы измерений в Российской Федерации.

Эксперты Медиа Комитета разработали условия тендера, который пройдет в 2003 г. среди организаций, проводящих измерения. Завтра состоится Общее собрание членов Медиа Комитета, на котором должны быть утверждены документы, регламентирующие проведение конкурса.

Впервые сформулированы и заложены в спецификацию необходимые меры по систематическому и регулярному контролю за качеством работ на всех этапах организации и функционирования системы измерений, а также получения, обработки и поставки данных пользователям. Итоги планируется подвести уже в октябре текущего года. Таким образом будет завершена работа, направленная на совершенствование системы измерений в Российской Федерации, начатая в 2001 г.

Отечественное телерадиовещание продолжает динамично развиваться. Отрасль является инвестиционно емкой. Нас радует, что она становится инвестиционно привлекательной не только для зарубежных, но и для крупных российских инвесторов.

Процесс образования холдингов, укрупнения компаний продолжается, рынок купли-продажи станций развивается динамично.

В 2002 г. все убедились в том, что будущее за цифровыми технологиями, развитие мультимедийных сетей является стратегическим направлением развития мирового телерадиовещания.

Реализуя задачи технической политики, Министерство продолжало работу по внедрению цифровых технологий в практику теле- и радиовещания.

Эту работу Министерство ведет в тесном контакте с Минсвязи России, Российским агентством систем управления, РТРС, АО «Телеком» и рядом других структур, входящих в состав Межведомственной комиссии.

Работа комиссии предполагает не только согласованное решение по выбору вещательного стандарта, но и утверждение нормативных актов, регулирующих отношения между вещателями и операторами связи в области цифрового телерадиовещания, а также вопросы лицензирования в этой области.

Хотел бы отметить принятие международного стандарта цифрового радиовещания по системе DRM (Всемирное цифровое радио). Для отечественного радиовещания это очень важно. Стандарт позволяет обеспечить устойчивый прием большого количества программ практически в любой точке земного шара.

В этой связи заслуживает поддержки инициатива РГРК «Голос России», которая провела полевые испытания работы указанной системы в диапазоне средних волн как в цифровом, так и в аналоговом режимах. Испытания показали значительное улучшение качества приема в «цифре».

«Голос России» планирует начать регулярное вещание на страны Европы с июня 2003 г., когда во время всемирной радиоконференции в Женеве будет объявлен официальный запуск системы DRM.

Министерство направило свыше 325 млн.рублей капиталовложений на развитие материально-технической базы телерадиовещания. Осуществлялось строительство и техническое перевооружение 9 объектов ВГТРК и 16 объектов РТРС.

Продолжались работы по восстановлению и реконструкции Останкинской телебашни. В федеральном бюджете на 2003 г. предусмотрено 180 млн.рублей на эти цели, подписано соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о займе в размере 14 млн.долларов США для финансирования восстановительных работ.

В 2003 году Министерству предстоит освоить 350 млн.рублей на капитальные вложения. По объекту ВГТРК финансирование к прошлому году составит 228,7 процента, по объектам РТРС – 239,6 млн., это почти такой же объем, как и в прошлом году.

В целом же финансирование по разделу федерального бюджета «Средства массовой информации» составит в 2003 году 11,5 млрд. руб., что составляет 116 процентов к цифрам 2002 года.

Устойчивую тенденцию к дальнейшему развитию имеет региональное вещание, активно идет освоение новых каналов и создание собственных телерадиосетей. В этой работе участвуют филиалы РТРС. Собственные региональные телерадиосети развиваются в Краснодарском крае, Республике Коми, в Тверской, Кемеровской, Рязанской, Орловской, Калужской, Белгородской, Архангельской областях, в республиках Татарстан и Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия). В Сибирском федеральном округе развивается окружной телеканал «Сиб-ТВ», в Уральском – окружной канал «Ермак».

РТРС совместно с федеральными каналами работает над расширением сетей распространения, увеличением зоны охвата. Особенно активно развивается сеть телеканала «Культура», чья аудитория в сравнении с 1 июля 2001 г. увеличилась больше чем в половину.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» Министерству поручено выполнение большого объема работ по восстановлению комплекса СМИ Республики. В апреле коллегия Министерства в очередной раз рассмотрит этот вопрос.

За год на эти цели Министерством освоено 30 млн.рублей. В результате проделанной работы на территории Чеченской республики осуществляется вещание программ Первого канала, канала «Россия» и частично канала «Культура», а также ряда радиостанций. ГТРК Чеченской республики около трех часов в день передает информационные, аналитические , развлекательные программы. В целом не менее 70 процентов населения республики имеет возможность смотреть телепередачи.

В мае этого года пройдут первые конкурсы на право осуществления телевизионного и радиовещания в городе Грозном на 36 ТВК и радиочастоту 69,17 Мгц УКВ диапазона.

Буквально с первого дня работы Министерства его деятельность как работающими в сфере телерадиовещания, так и в обществе в целом, в первую очередь, ассоциировалась именно с проведением конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание.

Можно попытаться сделать некоторые выводы по итогам трех лет проведения конкурсов.

Прежде всего, следует отметить рост в 2,5 раза количества действующих лицензий по сравнению с 2000 годом, их общее число теперь 3058. Самыми быстрыми темпами увеличивалось количество лицензиантов эфирного сетевого вещания - за 3 года в 4,6 раза, кабельное вещание выросло в 2,8 раза.

Кабельное телевидение успешно развивается не только в крупных городах, оно приходит уже в города с населением от 50 до 100 тыс.жителей, в города-спутники областных центров.

Но хотел бы заметить, что масштабы страны, ее географическое положение не позволяют считать эфирное телевидение вчерашним днем. Спрос на эфирные частоты не ослабевает.

Количество выставляемых частот каждый год было примерно одинаково. Интересна динамика количества компаний, заявлявших для участия в конкурсах. В 2000 г. их было 1-2, исключение составляли частоты в гг.Москве и Санкт-Петербурге.

В следующем году число соискателей увеличилось в среднем до 3-5 компаний, а две частоты в Москве оспаривали уже 17-18 участников. Определились и лидеры. Это города Воронеж, Красноярск, Новосибирск, Липецк, Челябинск, за право вещания в которых участвуют не менее 5-7 компаний.

Количество городов, в которых конкурс считается несостоявшимся, минимально. Это Архангельск, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Курган (все конкурсы на частоты УКВ и СВ диапазона).

В прошлом году на каждую частоту было уже от 3 до 6 претендентов, а рекорд – частота 89,9 МГЦ в Москве – 23 заявки. И только на 2 частоты - в Чебоксарах и Москве (57 ТВК) - не было претендентов.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что количество трансформировалось в разнообразие концепций вещания.

Если в Москве подавляющая часть телевизионных претендентов на частоты стремится формировать специализированный программный продукт, нацеленный на конкретный сегмент аудитории, то в регионах РФ по-прежнему местные вещатели идут по пути создания телевидения «для всех» и конкурируют между собой за всю аудиторию.

Вещательная политика телерадиокомпаний по-прежнему находится в центре внимания общества. Здесь идут свои процессы, обострилась дискуссии о роли СМИ в духовном и нравственном развитии человека.

Очередным испытанием для средств массовой информации стали трагические события в театральном центре на «Дубровке». Именно действия СМИ и властных структур находились в центре внимания общественности.

СМИ удалось выполнить свою главную задачу: донести до аудитории информацию об общественно значимом и экстраординарном событии. Но, пожалуй, еще никогда работа СМИ не вызывала столько противоречивых оценок. Информационный ураган по имени «Дубровка» не позволил многим справиться с эмоциями и стремлением получить эксклюзивную информацию любой ценой. Были допущены нарушения законодательства о средствах массовой информации и о борьбе с терроризмом. Министерство вынесло несколько предупреждений телекомпаниям и радиостанциям.

Но несмотря на все сложности ситуации, практически удалось свести к минимуму негативные последствия, связанные с работой журналистов в экстремальных ситуациях.

Ряд очевидных ошибок журналистов повлек за собой принятие Государственной Думой, а затем и Советом Федерации поправок в Законы «О средствах массовой информации» и «О борьбе с терроризмом». Руководители ведущих СМИ обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой не подписывать закон о поправках.

Принятие поправок без учета опыта и мнения СМИ, а тем более без конкретного механизма реализации, по мнению руководителей СМИ, могло повлечь за собой существенное замедление и торможение процесса самоорганизации журналистского сообщества и привести к обратному эффекту.

Как вы знаете, 25 ноября Президент встречался с авторами обращения. По его предложению была создана согласительная комиссия с участием представителей медиасообщества. А уже на следующий день на очередном заседании Индустриального комитета была сформирована рабочая группа по подготовке рекомендаций, касающихся регламентации работы СМИ в чрезвычайных ситуациях.

Все эти процессы сопровождались оживленными дискуссиями о давлении государства на свободу слова, невозможности жесткой критики в адрес власти. Конечно же ситуация со свободой слова не идеальна. Но похоже, что идеальной ситуации просто и не существует ни в одной стране мира. Приведу лишь два примера, которые в случае, если бы они произошли в России, то наверняка вызвали волну возмущений и протестов.

Сразу в две ведущие американские телекомпании - Fox и NBC поступи звонки от помощников президента США, в которых последние выразили недовольство от лица Белого дома в связи с тем, что помещенное ими на прошлой неделе изображение Джорджа Буша на телеэкране было слишком маленькое.

Когда президент Буш выступал на Уолл-стрит с программной речью по экономике, во время прямой трансляции его выступления Fox и NBC вывели на телеэкраны прямое изображение из торгового зала Нью-Йоркской биржи и графику, показывающую резкое падение всех фондовых индексов. При этом трансляция речи Буша продолжалась в маленьком «окне» в правом нижнем углу экрана.

Белый дом возмутило, что тот момент, когда Буш говорил о необходимости укрепить уверенность у инвесторов, телекомпании вывели на первый план падающие биржевые индексы, выделив негативной информации больше «экранной площади», чем президенту.

Заявив, что действия телекомпаний представляют собой «вызывающий беспокойство новый подход», основанный на стремлении к сенсации и искажении реальных процессов на рынках, пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер назвал визуальное противопоставление биржевых показателей выступлению президента «экономическим нонсенсом».

Комментируя конфликт с Белым домом, председатель Совета директоров компании Fox Роджер Эейлес признал, что уменьшение изображения президента и неравноценное распределение информации на телеэкране в момент выступления Буша было «ошибкой». «Нам не следовало этого делать, так как мы создали неправильное впечатление», - сообщил Эйлес газете «Вашингтон пост».

В то же время вице-президент кабельного канала NBC Марк Эфрон заявил газете о своем несогласии с позицией Белого дома , подчеркнув, что, по его мнению, соединение на экране информации и биржи и выступления президента было «оправданным». «Мы этим не делали редакционного заявления и, я не думаю, что мы сделали что-то не так», - сказал Эфрон.

Российские телезрители привыкли к экранным пародиям на политических лидеров страны в программах «Куклы» и «Кремлевский концерт». А вот в демократических Соединенных Штатах на днях был запрещен к показу рекламный ролик , в котором в комическом виде изображен Джордж Буш.

По сюжету ролика, посвященного рождественской распродаже бытовой техники, президент Буш, сидя в Овальном кабинете, получает в подарок видеофильм. «Мой любимый. Достаточно просто сунуть его в видеомагнитофон», - говорит американский президент. После чего засовывает кассету в тостер и поджаривает ее.

Авторы ролика посчитали этот выпад в адрес интеллектуальных способностей президента «исключительно безобидным». Но органы, контролирующие содержание телерекламы , решили, что это перебор. Авторам строго рекомендовали обращаться за разрешением к самому главе Белого дома, если желание снять подобного рода ролик и у них появится снова.

В марте 2002 г. Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству глубоко и всесторонне проанализировал роль телевидения в формировании духовного мира подрастающего поколения. Отмечался незначительный объем вещания для детей на большинстве каналах, критиковалось Министерство за слабый контроль лицензионных обязательств по детскому вещанию.

Как вы знаете, в апреле Министерство вынесло официальные предупреждения телеканалам ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ и «Культуре», а также СТС и «ТВ-Столица» за нарушение лицензионных условий в отношении детского вещания. Мы проверили в течение года и ряд региональных компаний. Говорю об этом не для того, чтобы просто вспомнить о предупреждениях.

Анализ действующих сеток вещания продемонстрировал, что ряд компаний быстро сделали необходимые выводы и сформулировали, вспоминая классиков, «наш ответ Чемберлену»: детские мультики и телевизионные фильмы были введены в программы с началом вещания от 05.45 утра до 06.30. Не буду приводить конкретные примеры, руководители компаний, находящиеся в зале, понимают о чем идет речь. Хочу подчеркнуть, что этот вопрос остается у нас на контроле и мы продолжаем следить за выполнением социальных нормативов, зафиксированных в лицензиях телекомпаний.

Впервые в нашей практике летом прошло совместное заседание коллегий МПТР России, Минобразования России, Минкультуры России, на котором рассматривался вопрос взаимодействия в решении задач воспитания подрастающего поколения. Министерства разработали программу, в которой наряду с телерадиовещанием важное место заняли вопросы возрождения в обществе интереса к чтению, выпуска учебной, художественной литературы, поддержки авторов и издателей литературы для детей и юношества.

Поистине общественно значимой стала проблема спорта на телевидении. По этому вопросу руководство Министерства неоднократно заявляло свою позицию.

Активно работает спортивный канал ТВ-7,осуществляющий вещание в эфире и кабельных сетях 370 городов и населенных пунктов РФ, в том числе имея в собственной лицензии около 30 столиц субъектов РФ. Уже заметно, выражаясь спортивным языком, «прибавили» спортивных программ «Первый канал», Российское телевидение. Мы получаем десятки писем от телезрителей с одобрением такого подхода и, пользуясь случаем, хотел бы передать эти слова поддержки руководителям компаний.

В федеральном бюджете впервые предусмотрены средства на проведение конкурса «ТЭФИ-Регион». Правительство выделило 13 млн. рублей. С нашей точки зрения «ТЭФИ-Регион» по своей социальной значимости превосходит «Большой «ТЭФИ». Конкурс реально стимулирует работу региональных журналистов, способствует росту их профессионального мастерства. А проведение мастер-классов, возможность сравнивать программы, обмениваться опытом на деле помогает развиваться региональному телевидению.

Более 350 проектов социально значимых программ в сфере телерадиовещания и сети Интернет были представлены Экспертному совету по грантам. Поддержано 134 проекта, на их подготовку и распространение направлено 280 млн. рублей.

Радует, что улучшается, хоть и не так быстро, как нам хотелось, качество проектов, растет мастерство нового поколения редакторов, режиссеров. В номинациях «ТЭФИ» стали победителями 2 программы, несколько программ – победители всероссийских и региональных фестивалей. Поддержку получили программы из 20 регионов России, в том числе впервые из таких городов как Омск, Новосибирск, Псков, Брянск, Рязань, Мурманск, Элиста, Майкоп, Салехард, Магадан, Ростов-на-Дону.

Одновременно нельзя не сказать о том, что претензии телезрителей к качеству программного продукта, засилью рекламы на телевидении высказываются повсеместно.

Эта тема звучит постоянно на встречах Президента с гражданами страны, в обращениях телезрителей в Правительство, Министерство, к депутатам Государственной Думы. И, как следствие, появляются депутатские предложения и проекты об ограничении той или иной рекламы, введении квот на показ иностранных фильмов, введения механизмов регулирования вещательной политики.

Комитет Госдумы по культуре и туризму обратился в феврале этого года к Президенту страны с обобщенными предложениями по совершенствованию телевизионного вещания на 42 листах.

Письмо представителей федеральных органов власти, как это сейчас модно, содержит обширные цитаты из выступления Архиепископа Костромского и Галичского Александра и участников Епирхального собрания Костромской епархии:
«Именно СМИ в немалой степени несут ответственность за то, что демографическую ситуацию в России можно уверенно назвать общенациональной трагедией. Мы призываем принять действенные меры к законодательному и административному регулированию работы СМИ, к тому, чтобы трактуемые обычно в исключительно религиозном смысле конституционное понятие свободы совести не превращалось в исповедуемый ныне некоторыми СМИ принцип свободы от совести в смысле общечеловеческом».
Еще предложения:

- выделить эфирное время для освещения существующих проблем и имеющихся достижений в промышленности, агропромышленном комплексе, армии, науке, здравоохранении и других отраслях хозяйства и социальной сферы, выделив для этой цели не менее одного часа ежедневно в вечернее время;

- обеспечить ежемесячный показ субъектами Российской Федерации телевизионных передач о своих проблемах и достижениях, учитывая область законодательного регулирования, в течение 20 минут (предлагаем выделить один час ежедневно для показа передач трех субъектов Российской Федерации).

Как говорят, стилистика сохранена. А теперь представьте себе новую сетку вещания.

Что в связи с этим я хотел бы еще раз подчеркнуть? Мы постоянно забываем о том, что получаемый зрителями сигнал общероссийских и сетевых компаний - это своего рода бесплатная услуга, уникальная возможность получения разнообразной информации.

Извините, что приходится еще раз говорить об избитых истинах, но в сторону уходит понимание того, что формирование этими телеканалами своего программного продукта должно быть ориентировано не только на вкусы руководителей каналов (которые на самом деле являются интеллигентными, грамотными, разносторонне развитыми людьми), но и на вкусы основного потребителя этого продукта.

В России существует лишь малая толика зрителей, которые хотят получать более разностороннюю информацию и другой программный продукт с минимальным количеством рекламы или вообще без нее, и оплачивают дополнительные услуги операторов кабельных сетей, либо покупают спутниковые антенны и подписываются на пакет интересующих их программ, тем самым создавая на своем телеэкране виртуальный мир, который им хотелось бы видеть.

Все остальные источники информации являются платными. Читатель платит за каждый экземпляр газеты или журнала, и почему-то у него не вызывает серьезного недовольства бесплатная газета в почтовом ящике, на сто процентов состоящая из рекламных объявлений.

Одним из главных направлений приложения сил для Министерства в наступившем году станет сфера аудио-, видеопроизводства, охраны авторских прав в этой области.

В июне 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.

Министерство приступило к лицензированию деятельности по выпуску аудио-, видеопродукции.

Я назову только несколько цифр, которые красноречиво обозначат ситуацию.

По оценкам экспертов, за прошлый год в стране реализовано около 270 млн. аудиокассет, из которых только 40 млн. – легальные. Из 115 млн. проданных видеокассет контрафактными являются 95 млн. Из 84 млн. выпущенных CD-дисков только каждый 7-й произведен легально, а среди DVD-дисков легально выпущено не более 20 процентов.

Таким образом, при сохранении объемов производства устаревших форматов, таких как аудио- и видеокассеты, и бурном росте производства новых форм носителей уровень пиратства в этой сфере не опускается ниже 80 процентов.

Характерно, что нередко и легальные, и «пиратские» тиражи выпускаются на одних и тех же производственных мощностях.

Министерством за прошедшие месяцы выдано104 лицензии на этот вид деятельности, проведено 17 проверок организаций-лицензиатов. 11 владельцам лицензий вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, действие 2 лицензий приостановлено.

Доминирование «пиратов» на отечественных рынках такой продукции, в принципе, сводит на «нет» все усилия по развитию легальной индустрии, которая существует исключительно за счет создания и использования интеллектуальной собственности.

Правительство страны на заседании 3 октября рассмотрело вопрос «О мерах по обеспечению защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации».

Принято решение о создании Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в этой сфере. Комиссию возглавил Председатель Правительства. Думаю, что один этот шаг говорит о серьезности планов. Одна из главных задач комиссии – выработка мер, которые позволят ликвидировать экономическую базу развития производства и реализации «пиратской» продукции.

Уже поддержаны предложения Министерства о введении системы идентификации легальной аудио-, видеопродукции и о необходимости продажи ее в специализированных магазинах.

Российская книжная палата подвела первые итоги выпуска книжной продукции в 2002 г.

Издательствами и издающими организациями выпущено 69749 наименований, их совокупный тираж - 591 млн.экз.

Необходимо отметить существенное снижение темпов роста книжного выпуска в сравнении с предыдущими годами. В большей степени это относится к основному показателю развития книгоиздания – числу названий изданных книг и брошюр, характеризующему величину тематического диапазона и информационное разнообразие издательской продукции.

Если в 2001 г. рост числа названий составил 25 процентов, то в истекшем количество выпущенных названий не только не возросло, а пусть незначительно, но уменьшилось.

В течение первой половины 2002 г. книжный рынок испытывал негативное воздействие, вызванное введением НДС на книжную продукцию, вплоть до июля, когда, можно сказать, общими усилиями, ситуация была скорректирована.

Это вызвало общее повышение цен на книжную продукцию. Если в 2001 г. средняя оптовая цена одного экземпляра издания составила 63 рубля, а розничная – 75, то в прошлом году оптовая поднялась до 83, а розничная выросла до 94 рублей.

Начиная с сентября ситуация стала во многом выравниваться, но компенсировать потери первого полугодия не удалось.

В этих условиях одним из основных путей стабилизации платежеспособного спроса стало изменение издателями тематической политики. Достаточно сказать, что почти четверть суммарного тиража составили допечатки изданий, пользующихся устойчивым спросом.

Таким образом, итоги 2002 г. показывают, что новая система российского книгоиздания, сложившаяся в постсоветские годы, постепенно приобретает качества, позволяющие сохранить равновесие и избежать срывов и падений даже в сложных ситуациях. Но обеспечить необходимую динамику книжного выпуска, особенно в области социально значимых видов литературы, в современных условиях можно только при осуществлении надежной и эффективной государственной поддержки как средства повышения доступности книги для более широких слоев населения, что будет содействовать развитию чтения, повышению роли книги в информационном обществе.

Главным событием отечественного книгоиздания 2003 года, несомненно, будет участие России в качестве центральной страны-участницы во Франкфуртской книжной ярмарке. К подготовке экспозиции привлекаются лучшие силы, объявлен конкурс на лучший дизайн-проект выставочных павильонов российской экспозиции. Сформирована авторская программа, в нее включены 100 современных российских авторов.

Конечно, участие в российской экспозиции – серьезный экзамен для каждого издательства.

Обретает практические очертания масштабная работа по изданию 30-томного издания Большой Российской Энциклопедии. Сформирован научно-редакционный совет издания во главе с Президентом Российской академии наук академиком Ю.Осиповым.

Подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России» Федеральной целевой программы «Культура России» находит все более широкое признание среди издателей. В конкурсе прошлого года участвовало 350 издательств, представивших 3,5 тысячи заявок.

Министерство профинансировало выпуск 700 изданий на сумму более 83 млн.рублей.

В целях развития детского книгоиздания Министерство объявило о проведении конкурса «Алые паруса».

Московская международная книжная ярмарка, национальная ярмарка «Книги России», ежегодный конкурс «Книга года» стали заметными событиями не только в издательской сфере, они имели широкий общественный резонанс.

Нынешний год – юбилейный для российской журналистики. И этот солидный юбилей будет отмечен целым рядом интересных акций. Прежде всего я имею в виду выставку в Манеже «300 лет российской журналистики». Мы планируем, что на выставке будет представлена не только история журналистики, будет показан сегодняшний день региональной прессы, крупнейших федеральных СМИ.

Министерство выделяет средства на создание четырехсерийного телефильма о российской журналистике, будут выпущены юбилейные книжные издания, совместно с профессиональными объединениями журналистов будет проведен конкурс на лучшую журналистскую работу, а его победители пройдут стажировку в крупнейших средствах массовой информации. Радует, что инициатива празднования юбилея журналистики нашла широкую поддержку в регионах.

С какими же результатами подошла к юбилею российская пресса?

На сегодня в стране зарегистрировано 6715 электронных, 38060 печатных СМИ и 933 электронных периодических изданий в сети Интернет. В 2002 году Министерством и его территориальными органами было зарегистрировано 7477 новых средства массовой информации. Таким образом каждый день регистрировалось 20 новых СМИ. В сети Интернет появилось 267 новых СМИ,зарегистрировавшихся в министерстве, что на 24 меньше, чем в 2001 году.

В России ежедневно распространяется 21,5 млн. экземпляров газет, зарегистрировано 12 907 журналов. Крупнейшими по заявленным тиражам являются «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Спорт-Экспресс», «Труд», «Российская газета», «Известия», «Гудок».

Но больше всего читателей у районных и городских газет, которые входят в Федеральный реестр.

Из федерального бюджета на их финансирование в 2002 г. было выделено 167 млн. 156 тыс. рублей.

Почти 20 млн. из выделенных на поддержку районных газет были израсходованы на развитие материально-технической базы редакций. Естественно, что эти средства Министерство не распределяло по принципу «всем сестрам по серьгам». Минимальная сумма, позволяющая редакциям на приемлемом уровне оснастить процесс предпечатной подготовки компьютерной техникой, не может быть ниже 70-75 тыс. рублей. Были профинансированы самые нуждающиеся редакции, сумма дотаций отдельному изданию составила 77 тыс. 586 рублей. А всего такие дотации выделены 256 изданиям из 82 регионов.

За два последних года каждая третья «районка» получила средства из федерального бюджета на развитие материально-технической базы, а всего на эти цели было направлено более 102 млн. рублей.

Надо сказать, что действующее общее бюджетное законодательство фактически не предусматривает правовой ниши для дотаций муниципальным газетам из федерального бюджета. По мере развития рекламного рынка этим изданиям предстоит опираться на собственные силы или на средства учредителей. Кстати, уже сейчас около 30% местных изданий либо прибыльны, либо балансируют на грани равновесия доходов и расходов.

Необходимо сказать, что для российской прессы все последнее десятилетие остается очень актуальной проблема достоверности тиражей. Индустриальному комитету, и, конечно же, Министерству надо выработать правила, которым бы следовали все, наладить систему мониторинга и контроля. «Национальная тиражная служба» эту проблему не решила.

Продолжалась работа по созданию единого механизма образования подписных цен на периодические печатные издания, но в связи с затянувшейся реорганизацией почтовой связи страны завершить ее не удалось. Министерство также включило эту тему в план научно-исследовательских работ первого полугодия текущего года, поручив ее выполнение некоммерческому партнерству «Ассоциация распространителей печатной продукции».

В самый канун нового 2003 г. на заседании Совета ассоциаций медийного бизнеса (САМИ) был подписан Российский рекламный кодекс. Ключевая идея кодекса – «реклама должна быть законной, честной, пристойной и достоверной». Конечно же, СМИ с удовольс

Последние новости