ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

01.12.2006 10:04:

ЦИФРЕ - МЕСТО



Александр Костюк,
директор по телеизмерениям TNS Gallup Media
Газета "Коммерсант"


Последнее десятилетие новые сценарии развития мирового телевизионного рынка рассматривают через призму цифрового телевидения: станет новинка устойчивой тенденцией или окажется краткосрочным трендом. У представителей телевидения обсуждение технологического будущего рынка обычно вызывает чувство тревоги: невероятно быстрое развитие технологий позволяет радикально изменить самую суть телевидения.

Феномен цифрового телевидения в Европе принято изучать с середины 90-х годов, когда крупнейшие европейские операторы кабельного и спутникового вещания начали продвижение новых проектов, связанных с переводом трансляции с аналогового сигнала на цифровой. Основным стимулом к переходу стала возможность технически расширить емкость своих каналов передачи в несколько десятков раз. Соответственно, лавинообразно вырастало количество принимаемых каналов у рядового телезрителя. При этом качество картинки и особенно звука цифрового сигнала было просто революционным.

Переход на цифру также давал возможность организации двусторонних каналов связи: зритель мог вступать в диалог с оператором, самостоятельно формируя список программ для просмотра. Нетрудно понять, какого шума наделала эта перспектива.

К счастью для поклонников традиционного телевещания, страхи оказались преждевременными. Как показал опыт первых интерактивных сервисов, зритель вовсе не стремился к тотальному контролю над выбором содержания для своего просмотра через конструирование собственного идеального канала из огромного перечня доступных передач, а продолжал в значительной мере доверять этот выбор каналу. При этом увеличение числа принимаемых телевизором каналов с 20 до 200 фактически привело к тому, что человек с достаточно большой частотой хотел просмотреть хотя бы мельком их содержание, листая огромные списки каналов или погружаясь в EPG (electronic programme guide – электронную программу передач). Экспертам оставалось лишь спорить о том, сколько времени займет полный переход на цифру.

Фактические темпы роста цифрового телевидения на деле опередили самые смелые прогнозы середины 90-х. Менее чем за десять лет количество семей, получающих телевидение в цифровом формате, увеличилось с 2 млн до 60 млн (по данным SES/ASTRA, 2006 год). К использованию цифровых технологий присоединились крупнейшие эфирные вещательные корпорации, как частные, так и государственные, в Евросоюзе принята официальная программа полного перехода на цифровое вещание до 2010 года. В результате уже можно говорить о том, какой вызов бросила технология традиционному телерынку.

Первый и наиболее драматичный эффект – фрагментация аудитории. При неизменном ресурсе времени, который человек может тратить на просмотр телевизора, выросшее в десятки раз количество каналов привело к тому, что время просмотра каждого из каналов сократилось, например, в Великобритании с более чем получаса до нескольких минут! Под угрозой в связи с развитием "отложенного смотрения" передач, во время которого близкая к 100% вероятность проматывания рекламы не вызывает сомнений, оказался традиционный способ зарабатывания денег на прямой рекламе. Наконец, огромное число бесплатных каналов замедлило развитие платного телевидения. Специалисты прогнозируют, что все обозначенные тенденции на телерынке Европы только усилят свое воздействие на телевидение.

Полный текст статьи - www.kommersant.ru

Последние новости