ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

17.10.2006 18:31:

ЦИФРОВАЯ РОССИЯ – СЕГОДНЯ И ЗАВТРА



Информационно-аналитический Центр НАТ

Второй год подряд в осенние дни Ханты-Мансийск становится центром горячих споров и обсуждений о том, как строить цифровое вещание в Российской Федерации. Сюда съезжаются вещатели, операторы связи, руководители фирм-интеграторов оборудования, как отечественных, так и зарубежных, представители федеральных и региональных органов государственной власти. В этом году, 16-17 октября, в столице Югры собрались более 150 представителей управлений СМИ и телекоммуникаций из множества российских регионов, чтобы обсудить наиболее сложные вопросы в области развития отечественного телерадиовещания в цифровую эру. Все они – участники II международной конференции «Цифровая Россия сегодня и завтра», которую уже два года организуют Национальная ассоциация телерадиовещателей и Администрация Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

Тематика, заявленная в программе нынешней конференции, касалась проекта концепции Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в РФ (2007-2015гг), взаимоотношений, складывающихся на практике в условиях цифрового рынка между эфирным, кабельным, спутниковым телевидением, а также процедуры лицензирования цифровых пакетов программ. Затрагивались и вопросы обмена опытом по развитию цифрового вещания как в зарубежных странах, где переход от «аналога» к «цифре» идет полным ходом, так и процедура освоения цифровых технологий в российских регионах.

Открывая конференцию Г.З.Юшкявичюс, советник генерального директора ЮНЕСКО, посвятивший всю свою профессиональную деятельность развитию российской отрасли телерадиовещания, отметил: «Вопрос – быть или не быть цифровому вещанию в России – уже не стоит. Теперь главный вопрос – когда и как – будет осуществляться переход российской отрасли на цифровое вещание!» Вопросы, по сути, фундаментальные, поскольку в настоящее время в Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания под руководством первого заместителя председателя Правительства Д.А. Медведева идет разработка стратегии и тактики перевода отечественной отрасли вещания на цифровой стандарт и мнение субъектов рынка крайне важно.

Именно этому посвятил свое выступление заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ П.А.Пожигайло, с самого начала обозначивший два принципиальных вопроса – «Что такое телевидение – передача сигналов или передача информации? И кто главный в эпохе цифрового телевидения с точки зрения экономики – тот, кто производит контент или тот, кто его передает?» Именно вокруг этих вопросов и ведется сегодня дискуссия, как на межведомственном и правительственном уровне, так и среди участников вещательного рынка. «С точки зрения Министерства культуры и массовых коммуникаций, – подчеркнул П.А. Пожигайло, – в эпоху как цифрового телевидения, так и цифрового телерадиовещания главной составляющей информационного пространства является контент. И надо сделать так, чтобы капитализация рынка была у производителей контента и операторов «последней мили», т.е. поставщиков контента потребителю, будь то посредством наземного эфирного вещания или кабельных, спутниковых сетей». Он также отметил, что «создание конкурентной среды – это прежде всего задача повышения качества информационного продукта и снижение его стоимости», тогда информационный рынок будет эффективно развиваться.

Руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Б.А. Боярсков затронул в своем выступлении два наиболее важных события, придавших дополнительный импульс развитию российской отрасли телерадиовещания. Это – создание Правительственной комиссии по телерадиовещанию и подписание российской делегацией Регионального Соглашения на Региональной конференции радиосвязи, прошедшей в мае-июне этого года в Женеве, определившего объем частотных возможностей Российской Федерации для отечественного телерадиовещания и установившего предельный срок перехода на цифровой формат вещания – 2015 год. Относительно последнего Б.А.Боярсков однако заметил: несмотря на то, что «достигнут важный результат – определены параметры использования радиочастотного спектра для целей телерадиовещания в России, ясность и конечная интересующая вещателей цель пока не достигнута». Еще не урегулированы заключением двусторонних соглашений частотные планы вещания в приграничных территориях с США, Северной и Южной Кореей, Монголией, Китаем, Японией, а также в общем выделенном спектре частот конкретно не определены диапазоны для целей телерадиовещания. Кроме того, не просчитана и пока не известна потребность вещателей в радиочастотах. А именно эти данные необходимы как для резервирования конкретного количества частот для распространения пакета программ бесплатного доступа, так и для определения количества частот, предназначенных для распространения коммерческих программ, а также выделения частотного резервирования для будущих технологий доставки сигналов, включая и мобильное ТВ.

Руководитель Росохранкультуры также отметил, что «в работе Правительственной комиссии по телерадиовещанию выявились два различных подхода к определению способов государственного регулирования вещательной деятельности и формированию экономики вещания». Один из них заключается «в лицензировании вещательной деятельности, формировании гарантированной государством системы распространения сигнала по единым тарифам, что предполагает установление для вещателей понятного регламента разрешительных процедур, если, конечно, вещатели желают самостоятельно распространять сигнал. При этом рынок связных услуг должен формироваться в конкурентных условиях в основном на «последней миле» сервиса для вещателей, телезрителей и радиослушателей». Другой подход – подразумевает отказ от лицензирования вещательной деятельности вообще, однако необходимость лицензирования связной деятельности в сфере вещания все-таки утверждается, но одновременно отрицается потребность в едином операторе связи в России. Предполагается, что при таком подходе формирования рынка операторы связи посредством передатчиков сами будут определять, кто и на каких финансовых условиях будет допущен в эфир. Б.А.Боярсков также пояснил, что «оба подхода подразумевают создание некоего пакета программ бесплатного доступа, распространение которого в итоге будет осуществляться за счет государственного бюджета». При этом оба подхода основаны на разных экономических принципах и подходах – «один будет весьма обременителен для госбюджета, второй, снимая часть бюджетной нагрузки, может привести к введению, по сути, платного телевидения и к формированию большей части пакета программ, исходя из готовности вещателей оплачивать услуги операторов связи».

По всем этим вопросам развернулась широкая дискуссия, особенно во время состоявшегося круглого стола «Лицензирование в рамках цифрового вещания». Участники конференции приняли решение подготовить итоговый документ, в котором будет сформулированы мнение и позиция вещательного сообщества по этим проблемам.

Во время II Международной конференции «Цифровая Россия сегодня и завтра» выступили также генеральный директор ОАО «Волга-Телеком» И.И. Шубин, рассказавший об «Опыте внедрения цифрового ТВ в Мордовии»; генеральный директор ЗАО «Информационные транковые системы» В.Е. Кригер и руководитель направления систем теле- и радиовещания московского представительства Rhode & Schwartz О.Ю. Медведев – участники внедрения цифрового вещания в Мордовии.

С обзором развития цифрового вещания в мире познакомил собравшихся ведущий конференции – Г.З.Юшкявичюс.

Последние новости