ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

22.07.2006 08:07:

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА КАЙДАНОВСКОГО



Екатерина Бычкова
Пресс-служба ГТРК «Культура»


В этом году 23 июля актёру и режиссёру, сценаристу Александру Леонидовичу Кайдановскому исполнилось бы 60 лет. Его смерть – не в забвении, но в одиночестве – стала трагической неожиданностью. В память о нём телеканал «Культура» покажет художественный фильм «Кто поедет в Трускавец» и документальную ленту «Неприкасаемый».
В Кайдановском всегда было что-то загадочное, трагическое, как будто он предчувствовал ранний уход из жизни. Он избегал общепринятого, никогда не кривил душой, не общался с теми, с кем не хотел. «Александр был своеобразным камертоном, настроенным так, что различал малейшую фальшь, - говорили о нём друзья. - Наверное, поэтому он мало кого пускал в свой внутренний мир, оставаясь, по сути, всегда одиноким».

Последние годы Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского со своей «семьей»: котом Носферату и дворнягой Зиной. Именно эта квартира стала «павильоном» для съемок первой режиссерской работы Кайдановского - короткометражного фильма «Сад» по рассказу Борхеса «Сад расходящихся тропок». Огромная комната с четырехметровым потолком в стиле ар-нуво, со стенами, которые для съемок выкрасили в черный цвет, производила кошмарное впечатление. Эту квартиру зрители увидят и в документальном фильме «Неприкасаемый», который покажет телеканал «Культура» 23 июля.

В киноленте «Неприкасаемый» при помощи компьютерной графики и сложного монтажа оживают фотографии, переплетаясь с фрагментами фильмов «Сталкер» Андрея Тарковского, а также картин «Сад», «Простая жизнь», «Жена керосинщика», режиссёром которых был Кайдановский. Рассказ ведётся от лица ассистента режиссёра, ученика и друга Валерия Сурикова, чередуясь с сюрреалистическими коллажами, монологами самого Кайдановского.

По словам кинокритика Андрея Шемякина, «даже в самом, казалось бы, разработанном жанре можно обнаружить новый прием, который делает картину интересной. В качестве примера назову документальный фильм Владислава Мирзояна «Неприкасаемый» - об Александре Кайдановском. Это не традиционный портрет, а почти притча о судьбе человека, вверившего себя другому, иными словами — об ученике чародея, в которой, на мой взгляд, заложена скрытая полемика с Тарковским, сделавшим Кайдановского в «Сталкере» своим медиумом».

После совместной работы с Тарковским Кайдановский поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, снял несколько фильмов. Однако с 1988 года съёмки почти прекратились: Кайдановский лишь бесконечно переписывал свой сценарий «Восхождение к Эрхарду» - о противоборстве между любовью к Богу и любовью к человеку. Он говорил, что «90-е годы были временем посредственности, клипов и дурного кино. Хороший режиссёр – не только тот, который снимает хорошее кино, но и тот, который не снимает плохого».
Помимо документального фильма «Неприкасаемый» 23 июля на телеканале «Культура» смотрите кинокартину по сценарию Максуда Ибрагимбекова «Кто поедет в Трускавец». Главный герой картины – Евгений, сотрудник НИИ (в исполнении Александра Кайдановского), - прагматичный соблазнитель, словно шахматист, разыгрывающий беспроигрышные партии. Но планы могут рухнуть: в его жизни появляется женщина (Маргарита Терехова), которая способна подарить ему настоящую любовь.

Смотрите только на телеканале «Культура» 23 июля художественный фильм «Кто поедет в Трускавец» в 15:05 и документальный фильм «Неприкасаемый» в 00:30.

Последние новости