ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

12.07.2006 10:38:

2005-2006: ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ИТОГИ ТЕЛЕСЕЗОНА



Елена Афанасьева
"Ежеденвный Журнал"


Лето в зените — телевизионный сезон на закате. Правило это старо ровно настолько, насколько стара система медиаизмерений, не умеющая фиксировать зрительский интерес дачников и отпускников. Регулярные рейтинговые измерения в нашей стране начались десять лет назад, следовательно, все десятилетие с наступлением лета рейтинги падали, с ними падали и рекламные сборы, и телевизионщики, как школьники, отправлялись в отпуск, продлевая застойный период порой до конца сентября.

Последние пару-тройку сезонов летнее уныние, особенно на больших каналах, не столь заметно. Все увеличивающийся поток рекламных денег позволяет «Первому» и «России» (за ними подтягиваются и другие) и летнюю паузу превращать в кокетливый бантик на хвостике минувшего телесезона (финал 200-серийного хита «Не родись красивой» на СТС). Или в репетиционную комнату, где провалы и неудачи не столь страшны, как в рекламоемких декабре или марте (вернувшийся в эфир «Первого» пусть пока не всегда удачный, но живой разговор Бермана и Жандарева со своими гостями, разномастные премьеры ТНТ и т.д.). Кому что больше по душе.

Но, несмотря на череду летних проб, ошибок и обретений, основной сезон пройден. И, как водится, время подводить итоги. Что в телевизионном 2005-2006-м было главным, определяющим вектор развития?

Телевидение из просто развлечения давно превратилось в сферу политики и бизнеса. Поэтому итоги традиционно приходится подводить по нескольким составляющим – идеологической, индустриальной и содержательной.

Если в идеологической составляющей в прошедшем сезоне ничего принципиально нового не наблюдалось (площадка зачищена настолько давно и настолько основательно, что даже случившийся в этом сезоне уход с REN TV Ирэны и Дмитрия Лесневских, а вслед за ними ведущей Ольги Романовой и руководителя информационной службы Елены Федоровой мало что изменил в общей картине общественно-политического и новостного вещания), то индустриальные и творческие успехи более чем заметны. О них и поговорим поподробнее. Сегодня речь об индустрии, о телевидении как бизнесе.

Наиболее яркий бизнес-итог года, бесспорно, выход российской медийной компании «СТС-медиа» на биржу. То, о чем в свое время упорно мечтал покинувший ныне Россию Владимир Гусинский и к чему успела лишь приблизиться его компания «Медиа-Мост», шесть лет спустя претворил в жизнь прибывший, наоборот, не так давно в Россию Александр Роднянский. Выход на биржу возглавляемой им компании «СТС-Медиа» и вся затея с IPO — бесспорный прорыв, показывающий прозрачность, надежность и инвестиционную привлекательность российской медиасферы (по крайней мере, ее отдельных сегментов). Прорыв, который открывает путь другим российским медиагигантам. Неслучайно «Газпром-Медиа» в конце июня заявил о тех же намерениях и даже (возможно, дабы подчеркнуть свою прозрачность) впервые в истории объявил о выплате дивидендов собственным акционерам.

Другой важным итогом этого телевизионного года стал галопирующий рост рекламного рынка. Рост столь бурный, что предложенный объем рекламы перестал умещаться в эфире больших и малых каналов. Стало казаться, что еще чуть-чуть и всем нам придется, как в старой шутке, просить теленачальство не прерывать своими глупыми фильмами и передачами нашу любимую рекламу. На 44 минуты каждой серии умного и тонкого фильма Александра Прошкина «Доктор Живаго» на канале НТВ пришлось 26 минут рекламы! Что тут еще говорить!

Принятые Госдумой поправки в закон «О рекламе» ограничили допустимый объем рекламного времени внутри каждого телевизионного часа и навели прочий порядок в количестве и качестве рекламы на ТВ. И это едва ли не единственное за последние годы решение думцев, которое не вызывает у меня отторжения, напротив, при отдельных оговорках, кажется вполне разумным.

Третья отличительная особенность этого сезона – предчувствие цифрового телевидения, которое носится в телевизионном и правительственном воздухе. Грядущая цифровизация наложила свой отпечаток не только на множащиеся в эфире репортажи с совещаний, где вице-премьер Медведев грозит этой самой цифрой телевизионщикам и связистам, но и на отношения основных медийных корпораций друг с другом. Самые сильные и богатые из них понимают, что в ближайшее десятилетие на смену конкуренции программами придет конкуренция каналами. Оттого и множатся почкованием, плодя так называемые нишевые каналы. Так в прошлом году от СТС отпочковался канал «Домашний», так в этом сезоне к уже имеющимся у «России» «Культуре» и «Спорту» государственная корпорация ВГТРК добавила круглосуточный информационный канал «Вести-24». Если вспомнить, что в этом сезоне стартовал еще один столь же государственный, хотя и англоязычный канал Russia Today, то информационная палитра станет ясна.

Полный текст статьи - www.ej.ru

Последние новости