ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ
Евгения Андреева
Пресс-служба ГТРК «Культура»
21 мая исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера и педагога Сергея Герасимова. Самыми значительными его работами можно назвать фильмы «Семеро смелых», «Учитель», «Молодая гвардия», экранизацию романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», «Маскарад», «У озера», «Журналист», «Любить человека»… Каждая его режиссерская работа становилась событием.
Среди его учеников такие актеры и режиссеры, как Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Инна Макарова, Нона Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Николай Губенко, Людмила Гурченко, Жанна Болотова и многие другие.
К 100-летию со дня рождения Сергея Герасимова телеканал «Культура» покажет программу «Острова» и его фильмы «Молодая гвардия», «Учитель», «Семеро смелых», «У озера».
Сергей Герасимов начинал свою карьеру как актер немого кино в 20-е годы. Особенно ему удавались роли романтических злодеев. Своеобразие дарования Герасимова-режиссера проявилось в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (21 мая, 10:40), где снимался актерский коллектив, воспитанный Герасимовым при киностудии «Ленфильм», - Петр Алейников, Тамара Макарова, Олег Жаков.
С тех пор и навсегда режиссура и педагогика слиты в его творчестве воедино. В героической киноповести, рассказывающей о стойкости и смелости молодых полярников, режиссер создал коллективный портрет советской молодёжи. Фильму присущи глубокое проникновение в жизнь молодых героев, документальная достоверность, высокий гражданский пафос.
Одним из лучших фильмов режиссера в предвоенные годы стала киноповесть «Учитель» (18 мая, 11:00) о колхозных преобразованиях советской деревни. Фильм повествует о молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, который завоевывает признание и обретает личное счастье. Умение глубоко исследовать внутренний мир человека, создавать подробные психологические портреты своих героев на фоне конкретных реалий; умение в «прозе жизни» раскрывать поэзию труда и быта советских людей – все это является характерной особенностью творчества Герасимова.
Обращаясь к литературной классике, режиссер старался воссоздать объемную картину времени. Кинокартина «Маскарад» (19 мая, 11:00), тонко передающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась Герасимовым как трагедия обманутого доверия и отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой. Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме стало исполнение Герасимовым роли Неизвестного. В годы Великой Отечественной войны Герасимов принимал участие в создании «Боевого кино-сборника», рассказывающего о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу. Был одним из постановщиков эпохального Парада Победы, прошедшего 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. После войны в кино пришло новое поколение актеров – учеников Герасимова, которое назвали «молодогвардейским», потому что их дебютом стал фильм «Молодая гвардия» - это Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Людмила Шагалова, Георгий Юматов, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Виктор Хохряков, Тамара Носова.
Кинороман «Молодая гвардия» (16 – 17 мая, 11:00) стал настоящим потрясением. Фильм снимался в Краснодоне, актеры жили в семьях молодогвардейцев, в массовке участвовали местные жители, которые знали и помнили молодогварцейцев. Монументальный по форме, героико-трагический по художественному колориту фильм о героической борьбе комсомольского подполья дышал жизнью, ее неподдельным драматизмом. С эпической широтой передавая события, описанные в романе Фадеева, режиссер создал яркую галерею образов советских патриотов, показав не только их героические деяния, но, прежде всего, всё богатство их духовной жизни.
Фильм «У озера» (21 мая, 18:25) рассказывает о сохранении природных богатств – о судьбе озера Байкал, на берегах которого развертывается большая стройка. Тогда, в конце 60-х, о проблемах экологии и охраны окружающей среды не слишком задумывались. И Сергей Герасимов стал одним из первых, кто обратился к этой теме. В основе сюжета противостояние инженера Черных, яростного сторонника подчинения человеком природы и использования всех ее ресурсов, и Лены Барминой, дочери учего-эколого, убежденной в том, что необходимо сохранить уникальное озеро, спасти его от неоправданного загрязнения и последующей гибели. В фильме снималось несколько поколений учеников Мастера – Олег Жаков, Василий Шукшин, Наталья Белохвостикова, Николай Еременко, Наталья Бончарчук, Валентина Теличкина, Наталья Аринбасарова… Много времени и сил Сергей Герасимов отдавал преподавательской деятельности – его мастерская во ВГИКе всегда была в привилегированном положении. По словам его ученицы Ларисы Удовиченко, «учиться было потрясающе интересно, это как бы и не учеба была, а книга жизни. Даже сейчас, когда прошло уже столько лет, я все время вспоминаю советы, которые давал нам этот замечательный педагог. Герасимов был фантастически образован, он знал, казалось, всю мировую литературу, у него был государственный ум, это была личность огромного масштаба. И в то же время он был очень демократичен, доступен».
Герасимов всегда был по преимуществу «актерским» режиссером, раскрывающим свои замыслы через актерское творчество. Все его фильмы отличает тщательная работа с актёрами, цельность ансамбля, внимание к эмоциональному подтексту действия и его атмосфере.
В документальном фильме из цикла «Острова» (21 мая, 17:45) телезрители увидят Герасимова на съемочной площадке, на репетициях студенческого спектакля и на приемных экзаменах во ВГИК. Многие из этих кадров будут впервые представлены широкому зрителю. Впервые прозвучат с экрана и многие из его откровенных и нередко парадоксальных суждений о своем творчестве, об учениках, о смысле и предназначении искусства.
Режиссер Александр Муратов, ученик Герасимова, вспоминает: «Я не могу забыть, как на одном из наших занятий Кира Муратова гневно воскликнула: «Сергей Аполлинариевич! Надоело отражать! Хочу искажать!» Мастер был буквально ошарашен. Я впервые видел его в таком шоке. Он весь побагровел и вдруг сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Братцы! Я тоже за поиски. Но все же призываю вас искать там, где кто-то что-то когда-то положил. Поиски там, где заведомо ничего не лежит, идиотичны». И в этом заключена глубокая истина».
12.05.2006 12:01:
КАНАЛ "КУЛЬТУРА" ОТМЕТИТ 100-ЛЕТИЕ СЕРГЕЯ ГЕРАСИМОВА
Евгения Андреева
Пресс-служба ГТРК «Культура»
21 мая исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера и педагога Сергея Герасимова. Самыми значительными его работами можно назвать фильмы «Семеро смелых», «Учитель», «Молодая гвардия», экранизацию романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», «Маскарад», «У озера», «Журналист», «Любить человека»… Каждая его режиссерская работа становилась событием.
Среди его учеников такие актеры и режиссеры, как Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Инна Макарова, Нона Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Николай Губенко, Людмила Гурченко, Жанна Болотова и многие другие.
К 100-летию со дня рождения Сергея Герасимова телеканал «Культура» покажет программу «Острова» и его фильмы «Молодая гвардия», «Учитель», «Семеро смелых», «У озера».
Сергей Герасимов начинал свою карьеру как актер немого кино в 20-е годы. Особенно ему удавались роли романтических злодеев. Своеобразие дарования Герасимова-режиссера проявилось в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (21 мая, 10:40), где снимался актерский коллектив, воспитанный Герасимовым при киностудии «Ленфильм», - Петр Алейников, Тамара Макарова, Олег Жаков.
С тех пор и навсегда режиссура и педагогика слиты в его творчестве воедино. В героической киноповести, рассказывающей о стойкости и смелости молодых полярников, режиссер создал коллективный портрет советской молодёжи. Фильму присущи глубокое проникновение в жизнь молодых героев, документальная достоверность, высокий гражданский пафос.
Одним из лучших фильмов режиссера в предвоенные годы стала киноповесть «Учитель» (18 мая, 11:00) о колхозных преобразованиях советской деревни. Фильм повествует о молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, который завоевывает признание и обретает личное счастье. Умение глубоко исследовать внутренний мир человека, создавать подробные психологические портреты своих героев на фоне конкретных реалий; умение в «прозе жизни» раскрывать поэзию труда и быта советских людей – все это является характерной особенностью творчества Герасимова.
Обращаясь к литературной классике, режиссер старался воссоздать объемную картину времени. Кинокартина «Маскарад» (19 мая, 11:00), тонко передающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась Герасимовым как трагедия обманутого доверия и отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой. Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме стало исполнение Герасимовым роли Неизвестного. В годы Великой Отечественной войны Герасимов принимал участие в создании «Боевого кино-сборника», рассказывающего о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу. Был одним из постановщиков эпохального Парада Победы, прошедшего 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. После войны в кино пришло новое поколение актеров – учеников Герасимова, которое назвали «молодогвардейским», потому что их дебютом стал фильм «Молодая гвардия» - это Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Людмила Шагалова, Георгий Юматов, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Виктор Хохряков, Тамара Носова.
Кинороман «Молодая гвардия» (16 – 17 мая, 11:00) стал настоящим потрясением. Фильм снимался в Краснодоне, актеры жили в семьях молодогвардейцев, в массовке участвовали местные жители, которые знали и помнили молодогварцейцев. Монументальный по форме, героико-трагический по художественному колориту фильм о героической борьбе комсомольского подполья дышал жизнью, ее неподдельным драматизмом. С эпической широтой передавая события, описанные в романе Фадеева, режиссер создал яркую галерею образов советских патриотов, показав не только их героические деяния, но, прежде всего, всё богатство их духовной жизни.
Фильм «У озера» (21 мая, 18:25) рассказывает о сохранении природных богатств – о судьбе озера Байкал, на берегах которого развертывается большая стройка. Тогда, в конце 60-х, о проблемах экологии и охраны окружающей среды не слишком задумывались. И Сергей Герасимов стал одним из первых, кто обратился к этой теме. В основе сюжета противостояние инженера Черных, яростного сторонника подчинения человеком природы и использования всех ее ресурсов, и Лены Барминой, дочери учего-эколого, убежденной в том, что необходимо сохранить уникальное озеро, спасти его от неоправданного загрязнения и последующей гибели. В фильме снималось несколько поколений учеников Мастера – Олег Жаков, Василий Шукшин, Наталья Белохвостикова, Николай Еременко, Наталья Бончарчук, Валентина Теличкина, Наталья Аринбасарова… Много времени и сил Сергей Герасимов отдавал преподавательской деятельности – его мастерская во ВГИКе всегда была в привилегированном положении. По словам его ученицы Ларисы Удовиченко, «учиться было потрясающе интересно, это как бы и не учеба была, а книга жизни. Даже сейчас, когда прошло уже столько лет, я все время вспоминаю советы, которые давал нам этот замечательный педагог. Герасимов был фантастически образован, он знал, казалось, всю мировую литературу, у него был государственный ум, это была личность огромного масштаба. И в то же время он был очень демократичен, доступен».
Герасимов всегда был по преимуществу «актерским» режиссером, раскрывающим свои замыслы через актерское творчество. Все его фильмы отличает тщательная работа с актёрами, цельность ансамбля, внимание к эмоциональному подтексту действия и его атмосфере.
В документальном фильме из цикла «Острова» (21 мая, 17:45) телезрители увидят Герасимова на съемочной площадке, на репетициях студенческого спектакля и на приемных экзаменах во ВГИК. Многие из этих кадров будут впервые представлены широкому зрителю. Впервые прозвучат с экрана и многие из его откровенных и нередко парадоксальных суждений о своем творчестве, об учениках, о смысле и предназначении искусства.
Режиссер Александр Муратов, ученик Герасимова, вспоминает: «Я не могу забыть, как на одном из наших занятий Кира Муратова гневно воскликнула: «Сергей Аполлинариевич! Надоело отражать! Хочу искажать!» Мастер был буквально ошарашен. Я впервые видел его в таком шоке. Он весь побагровел и вдруг сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Братцы! Я тоже за поиски. Но все же призываю вас искать там, где кто-то что-то когда-то положил. Поиски там, где заведомо ничего не лежит, идиотичны». И в этом заключена глубокая истина».