ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

15.02.2003 20:10:

ОБЪЯВЛЕНЫ ЛАУРЕАТЫ БЕРЛИНАЛЕ



Илья Архипов, Би-би-си, Берлин

Лучшим фильмом 53-го Берлинского кинофестиваля признан фильм "В этом мире" английского режиссера Майкла Уинтерботтома о судьбе афганских беженцев. Фильму присужден приз "Золотой медведь".

Полная неожиданность

Решение жюри 53-го Берлинского фестиваля, которое возглавляет известный канадский режиссер Атом Эгоян, оказалось полной неожиданностью для всех. Фильм никак нельзя было отнести к числу фаворитов.

Картина Уинтерботтома весь фестиваль числилась в середняках. Тем не менее, оценки критиков не выше "хорошо", а то и "посредственно" на решении жюри никак не отразились.

Через путешествие двух афганских беженцев с востока на запад Уинтерботтом рассказывает, как говорится в краткой аннотации к фильму, о всемирной человеческой трагедии.

Тема беженцев и нелегальных иммигрантов, брошенных на произвол судьбы, уже неоднократно использовалось в кино в последнее время. Только на нынешнем конкурсе Берлинале, помимо "В этом мире", было еще две картины о беженцах - немецкая и словенская. При этом немецкий фильм "Далекие огни" также был оценен достаточно высоко и получил приз ФИПРЕССИ.

Что же касается Гран-при Берлинале, то он достался одному из фаворитов - "книжному" фильму - "Адаптация". Создатели "Быть Джоном Малковичем" режиссер Спайк Джонс и Чарли Каупфман сняли на этот раз историю про самого Чарли. Каупфмана, который пишет сценарий по книге об охотнике за орхидеями, сыграл Николас Кейдж.

Актерские удачи

На Берилинале Джордж Клуни представил свой режиссерский дебют Перед последним днем фестиваля многие говорили, что Кейджу и будет присуждена награда за лучшую мужскую роль. Дело в том, что он буквально раздвоился, играя в "Адаптации" одновременно и самого Чарли, и его брата Дональда - двух совершенно разных людей. По словам Кейджа, играть было очень интересно, но в то же время и болезненно.

Тем не менее, вместо Кейджа лучшим актером Берлинале стал Сэм Рокуэлл, сыгравший в режиссерском дебюте известного голливудского актера Джорджа Клуни "Исповедь опасного ума" Чака Барриса, который был не только автором многих американских телешоу, но и, по его собственному признанию, агентом ЦРУ и наемным убийцей.

Призы за лучшую женскую роль не стали откровением. Мерил Стрип, Николь Кидман и Джулиан Мур получили "Серебряных медведей" за роли в фильме "Часы" британского режиссера Стивена Долдри.

Призы за лучшую женскую роль не стали неожиданностью

Эта картина, снятая по одноименному роману Майкла Каннингема, рассказывает историю Вирджинии Вульф, ее читательницы и героини ее романа Миссис Дэллоуэй. Крайне тяжелый для экранизации роман подается через призму того, как пишется книга, как она читается и как она сочетается с жизнью.

Европейское кино

Несмотря на то, что все главные призы достались либо британцам, либо американцам, про немцев берлинское жюри забыть просто не могло. И награда за лучший европейский фильм отошла к комедии на тему жизни в ГДР и в объединенной Германии "Гуд бай, Ленин", в которой одну из ролей сыграла российская актриса Чулпан Хаматова.

Развлекательное кино медленно убивает кино фестивальное Наконец, приятным сюрпризом для многих стало то, что приз за лучшую режиссуру получил знаменитый французский мастер Патрис Шеро. Хотя он представил на этот раз завораживающую картину о человеке и смерти "Его брат", мало кто надеялся, что Шеро наградят. Ведь два года назад его фильм "Интим" уже получил здесь сразу три приза.

Берлинский фестиваль - единственный, на котором вручают приз за лучшую музыку к фильму. В этом году музыкального "Серебряного медведя" получили Мажоли, Серж Фиори и Мамаду Диабат (африканский режиссер) за фильм "Мадам Бруэтт".

Некоторые итоги

В целом Берлинский фестиваль остается верен своему кредо и собирает интересное, вдумчивое и эмоциональное кино. За этим такие фестивали и нужны, ведь как говорит сам Шеро, кино развлекательное, которое, в основном, делают, медленно убивает кино фестивальное.

Французский режиссер говорит, что не знает, "как долго это "медленно" будет продолжаться. Дело в том, что на нашем языке говорит все меньше людей, язык европейского кино постепенно становится мертвым языком, как латынь или греческий. Все больше людей понимают только один язык - язык американских фильмов".

Насколько прав Шеро по поводу умирания европейского кино, судить пока рано. Одно можно сказать, что, как поет в его последнем фильме Марианн Фэйфулл под музыку Анджело Бадаламенти, "пепел к пеплу, пыль к пыли".

bbc.co.uk

Последние новости