ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

28.02.2006 11:26:

НОВОСТИ НАТ



Наталья Самолетова
Пресс-служба НАТ

press@nat.ru


Эта ключевая тема доминировала на заседании рабочего президиума Правления Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), которое состоялось 26 февраля этого года. Речь шла о наиболее проблемных аспектах развития отрасли электронных СМИ на современном этапе, учитывая перевод отечественного телерадиовещания на цифровую платформу.

В обсуждении этих актуальных вопросов участвовали: руководитель Федерального агентства по печати и массовых коммуникаций М.В.Сеславинский и его заместитель А.Ю.Романченко.

Открывая заседание, президент НАТ Э.М.Сагалаев отметил позитивную роль отношений партнерства, сложившихся между НАТ и ФАПМК в последнее время. «Такие отношения помогают электронным СМИ, всему профессиональному сообществу выработать верную стратегию в этот сложный период», — сказал он. М.В.Сеславинский также подчеркнул, что взаимодействие представителей вещательного сообщества и отраслевых министерств и ведомств должно быть полезным и продуктивным, поскольку это помогает выработать единую точку зрения на развитие индустрии телерадиовещания, что позволит пройти этап перехода на «цифру» без особых потерь. Однако, несмотря на успехи, есть немало проблем, которые предстоит решать вещательному сообществу. В частности, он обратил внимание на то, что вещатели снизили степень активности своих лоббистских позиций, особенно в законодательной сфере. Примером тому может служить принятый Госдумой во втором чтении закон «О рекламе» в новой редакции, который хоть и не относится к катастрофическим, но все-таки не решает целого ряда вопросов, важных для развития телерадиовещания. Это, в частности, касается социальной рекламы. По мнению М.В.Сеславинского, немалая «опасность состоит и в том, что после принятия этого закона тема ограничения рекламы на телевидении может стать модной, особенно в период выборной кампании 2007 года». В ходе обсуждения одновременно подчеркивалось, что нельзя допустить, чтобы из-за принятия этого закона пострадали региональные вещатели, где рекламный рынок несравним по своему потенциалу со столичным.

Как считает руководитель ФАПМК, вещатели должны консолидироваться, структурировать свою позицию по отношению к принципиальным векторам развития электронных СМИ на новом этапе и, разъясняя ее, вести диалог с депутатским корпусом, с представителями властных структур. «Медиаотрасль является сегодня движущей силой экономики страны и ее нужно развивать на основе конкурентоспособной программы, в которой будет учитываться ее экономический потенциал», — отметил М.В.Сеславинский.

Есть и другое важнейшее для России стратегическое направление — это грядущий переход телерадиовещания на «цифру». Сам процесс реструктуризации отрасли является гигантской проблемой, с которой уже столкнулись европейский страны. Однако, к примеру, в Швеции, одной из первых стран, освоившей цифровое вещание, позаботились о создании бесплатного социального пакета программ. Сейчас в него входит 8 национальных и зарубежных каналов, а в скором времени этот пакет увеличится до 12-ти. Какое количество программ будет включать социальный пакет в России, пока неясно. Но ни одна страна в мире не идет по пути сокращения социального пакета программ. «Вопрос сохранения в России единого информационного пространства сегодня основной», — подчеркнул М.В.Сеславинский, отметив в этом плане влиятельную роль профессионального вещательного сообщества.

С этой точкой зрения на развитие отрасли были согласны члены Правления НАТ, участвовавшие в заседании. Во время обсуждения не раз подчеркивалось, что главной составляющей телерадиовещания, включая и его экономический срез, является все-таки контент, содержание продукта электронных СМИ, а не их технологическая база. Многие вещатели с беспокойством отмечали, что законодательная база отрасли не создана и потому при переходе на цифровое вещание нельзя допустить ситуации хаоса. По мнению собравшихся, потребитель является главной фигурой на медиарынке и у него должен быть законный выбор, какие каналы смотреть — наземные эфирные, кабельные или спутниковые. А у вещателей, использующих разный тип доставки сигнала до потребителя, должны быть равные условия для развития бизнеса. В этой связи в рамках заседания отдельно обсуждалась тема взаимоотношений между эфирными каналами и кабельными сетями, транслирующими в базовом пакете программы всех эфирных каналов. Говорилось, что отношения эти далеки от совершенства и требуют выработки единых правил в рамках профессионального сообщества, тем более, что в России пока нет адекватной законодательной базы. Такой площадкой, отмечалось на заседании, должна стать Национальная ассоциация телерадиовещателей, являющаяся профессиональной саморегулируемой организацией. То, что на заседаниях Правления НАТ постоянно дискутируются актуальные для развития отрасли вещания вопросы, еще одно тому подтверждение.

«Именно спектром всех этих вопросов занимается сегодня Экспертный совет НАТ, включая и такую важную тему, как лицензирование, — подчеркнул президент Ассоциации Э.М.Сагалаев, закрывая заседание рабочего президиума Правления НАТ. — Мы собираемся активизировать усилия, чтобы найти точки соприкосновения между эфирными, кабельными и спутниковыми вещателями, и постараемся совместно выработать единые для всех правила, необходимые для развития отрасли на новом этапе».

Последние новости