ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

11.02.2006 00:16:

ИДЕТ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ АНТИМАЦИОННОГО КИНО



vladimir.rfn.ru

В четверг в Суздале открылся одиннадцатый Открытый российский фестиваль анимационного кино. Все места в гостиницах, общежитиях и даже в частном секторе города-музея давно забронированы. Говорят, что уже невозможно устроиться даже в соседних селах и городах. Суздальский фестиваль называют самым грандиозным событием в отечественной анимации.

Фестивали, подобные суздальскому - единственное место, где аниматоры могут познакомиться с работами коллег и показать свои. Государство оплачивает производство, но не дает денег на прокат. Тем не менее, количество новых отечественных мультфильмов неуклонно растет. Если раньше брали на фестиваль все подряд, то теперь картины проходят предварительный отбор. Соревнуются не только отдельные авторы, но и целые студии.

В течение четырех дней участники фестиваля познакомятся с новинками отечественной анимации, а так же примут участие в семинарах, посвященных проблемам современной мультипликации.

В конкурсной программе представлены более 50 анимационных работ российских авторов и гостей из стран СНГ. В фестивале принимают участие известные студии «Пилот», «Петербург» и «Мастерфильм». В конкурсную программу вошли последний выпуск мультфильма «Ну, погоди!» и «Новые приключения попугая Кеши».
Вчера студию программы «Вести-Владимир» посетил президент 11-го Открытого российского фестиваля анимационного кино, режиссер, художник и сценарист Александр Татарский.
- Александр Михайлович, фестиваль анимационного кино - это единственный профессиональный смотр российской анимационной продукции, произведенной за год. Кто на этот раз в списке участников?

Александр Татарский: «Практически все. У нас не очень большая мультипликация. Это одна из советских легенд, что у нас была большая мультипликация. Для такой большой страны, как Россия, она маленькая. Нужно понимать, что одна студия в Лос-Анджелесе, не «диснеевская», работая на полную мощность, производит больше фильмов, чем вся российская мультипликация, вместе взятая. Также нужно понимать, что бюджет всех российских мультфильмов, вместе взятых, - это примерно пятая часть от бюджета только одного американского фильма «Шрек».

- Вы видели работы участников фестиваля. Есть ли уже какие-то свои оценки - какие работы лучшие, на Ваш взгляд? И есть ли на нынешнем фестивале новые имена, кого бы Вы отметили?

Александр Татарский: «Я не буду называть имена, потому что еще их не выучил. Это молодые, абсолютно неизвестные мне люди. Еще не подведены итоги, но могу сказать, что есть очень интересные молодые аниматоры. Смена поколений уже практически прошла. Те, кого я считал молодыми, сегодня - уже среднее поколение».

А Вы ждете какого-нибудь яркого открытия в этом году?

Александр Татарский: «Если честно, то - нет. Я многого не видел, но видели мои коллегии из отборочной комиссии. Они мне сказали, что есть интересные работы, но выдающихся работ, по всей видимости, пока нет».

- Не будет преувеличением сказать, что студия «Пилот» известна во всем мире. Какие проекты Вам удалось реализовать в последние годы?

Александр Татарский: «Вся студия «Пилот» сейчас занимается производством проекта «Гора самоцветов». Это сказки народов традиционно живущих в России. Делая этот проект, мы преследуем две цели: художественную и политическую. Мы хотим с самого раннего возраста объяснять детям такой большой страны, чтобы жить в империи, нужно другое ощущение себя, как гражданина этой страны, и другое отношение к тем, кто живет рядом с тобой. Если детям с детства не объяснять, что нужно уважать все народы: их культуру, их язык, их костюмы, их религию, их пищу, их обычаи, то мы всегда будем жить в состоянии вялотекущей войны. Если мы научимся понимать, что мы не граждане Владимира или Воронежа, а мы - граждане большой страны, будет абсолютно другое отношение людей между собой, и будущее у страны будет совсем другое, значительно более позитивное».

- Ваше отношение к «Горе самоцветов» понятно. А как Вы считаете, смогут ли дети понять Вашу задумку?

Александр Татарский: «А почему нет? У меня в детстве была книжка «Гора самоцветов» - сказки народов СССР. Я ее до сих пор сохранил. Мама мне ее читала, когда мне было лет 5-6, я тогда еще не умел читать. Это было в Евпатории, куда мы приехали отдыхать на лето. Я знал, что я живу в Киеве, на улице Кирова, а после отъезда из Евпатории, я знал, что я живу в СССР. Это большая страна, где есть много интересных людей, обычаев, имен. Я уверен, что это действует и на современных детей. Мы проверяли это на десятках детей - это действует идеально. Мы недавно получили «Золотого Орла». Я не хотел об этом говорить со сцены, мне было жалко академиков. Но у этого орла перья покрашены цветами российского флага - и это сделано вверх ногами. А после нашего фильма дети безошибочно узнают герб, флаг, знают, что Россия самая большая страна в мире».

- Совсем недавно основной проблемой отечественного кинематографа было мизерное финансирование. В последнее время, судя по сообщениям СМИ, ситуация стала получше?

Александр Татарский: «Я уже сказал, что все финансирование - пятая часть бюджета «Шрека». С другой стороны, наша мультипликация на 90-95% - это мультипликация сделанная на деньги государства. Оно дает эти деньги, чтобы поддержать мультипликацию. В подавляющем большинстве стран мира, включая страны значительно более богатые, чем Россия, государство никогда не дает денег на мультипликацию. Поэтому не стоит бить себя в грудь, рвать на себе волосы и кричать: «Наше государство дает слишком мало денег!». Оно могло бы вообще не давать. Но оно дает, и это замечательно. К большому сожалению, мультипликация очень медленно развивается. Она должна быть самоокупаемая. Помощь государства нужна, прежде всего, студентам-дебютантам. А большие проекты должны, как Мюнхгаузен, сами себя вытаскивать за волосы, а не быть дотационными. Когда мультипликация научится быть самостоятельной, я не знаю. Но шаги делаются, и в некоторых местах очень интенсивные шаги. Например, в Санкт-Петербурге, где две большие студии, в «Пилоте». Мы сейчас работаем над подготовкой нескольких полнометражных фильмов, и уже начали появляться бизнесмены, причем провинциальные, которые осторожно спрашивают: «А можно ли вложить деньги в мультипликацию? Окупится ли это?» И мне кажется, за счет бизнеса, используя поддержку государства, как подушку, может быть скачок. Это касается полнометражных фильмов и сериалов для телевидения».

- Александр Михайлович, а только ли от финансирования зависит качество и количество производимой продукции?

Александр Татарский: «Конечно не только. Во главе должен стоять талантливый человек. Это еще одна беда российской мультипликации. Следя за теми немногими проектами, куда вкладывают деньги, у меня возникает удивление, почему именно этих людей поставили во главе столь дорогостоящих сложных проектов. Ведь за этими людьми не стоит даже успешный одноминутный фильм. Но они делают сразу полнометражный. Либо люди, которые дают деньги, не слишком бережно относятся к этим деньгам, либо происходят процессы мне неведомые и непонятные. Но это образуется. Постепенно все кривое уйдет, останется правильное. Мы сейчас в самом начале пути».

Последние новости