
• Анна КОВАЛЕВА
На следующей неделе начинается Берлинский кинофестиваль, главная сенсация которого - показ во внеконкурсной программе телесериала "Бригада".
Валерий ТОДОРОВСКИЙ, продюсер "Бригады" и руководитель студии художественных телефильмов канала "Россия", рассказал обозревателю "Известий" Анне КОВАЛЕВОЙ о том, как такое случилось и что это дает производителям отечественных телесериалов.
- Каким образом российский телесериал попал в программу Берлинского кинофестиваля?
- Очевидно, организаторы обратили внимание на бурное развитие телевизионного кино в России, им понравилась "Бригада". В результате у них возникло желание сделать специальное событие в рамках кинофестиваля в Берлине и презентовать это кино как нечто новое, что появилось в России за последние годы. Нельзя не признать, что выбор "Бригады" был вполне оправданным.
- Зачем это нужно организаторам Берлинского кинофестиваля?
- Все фестивали стараются дать максимально полную картину того, что происходит в мировом кино. И если появляется что-то новое, интересное, они стараются найти ему место и объяснить, что это такое. В этом, собственно, и заключаются их амбиции.
- Какова доля участия российской стороны в том, что в Берлине заинтересовались "Бригадой"?
- Никакой. Мне об этом сообщили в тот момент, когда решение было принято. Обычно на таких фестивалях, как Берлинский, есть человек, который отвечает за каждую страну, и у него есть свои контакты и связи. Я знаю, что человек, отвечающий за Россию, дружит и с представителями Союза кинематографистов, и с международным отделом Минкульта. Так что после того, как он чем-то заинтересовался, получить кассеты было несложно.
- Как именно "Бригада" будет представлена на фестивале?
- Это будет специальное событие не столько для зрителей, сколько для прессы и критиков, в рамках которого, кроме показа двух-трех серий, запланировано обсуждение и рассказ о телекино в России.
- А что это событие дает нам?
- Безусловный престиж. Это даже не обсуждается. А в идеале это первый шаг по направлению к тому, что лучшие наши телефильмы будут продаваться в другие страны. И мы, возможно, получим какое-то место на этом рынке. Что до сих пор казалось невероятным.
- То есть наши сериалы достигли художественного уровня, когда они перестают быть просто "мылом", но становятся настоящим кино?
- "Мыло" - это не знак качества, а жанр. Многие наши телефильмы по качеству вполне конкурентоспособны с теми, что выпускаются в Европе и Америке. Вопрос в другом: насколько иностранным зрителям интересны наши реалии, про которые рассказывается в этих фильмах.
- Какие шансы у "Бригады" на продажу после показа в Берлине?
- Если зрители будут воспринимать этот фильм с интересом, будут понимать, о чем там говорится, и ждать следующей серии, значит, его перспективы совсем неплохи.
- Если так, то будет ли "Бригада" продаваться для эфира или и на видеокассетах тоже?
- Это зависит от спроса. В мире сериалы выпускают на видеоносителях после того, как они стали популярными в эфире.
- Как идут продажи на кассетах в России?
-У меня нет точных цифр, их можно ждать только месяца через три. Но насколько я знаю, огромные пиратские тиражи были сметены с прилавков еще до выхода официального тиража.
- Насколько вообще окупился этот проект?
- Я не готов об этом говорить, это вопрос скорее к финансовому директору канала. На "России" он прошел с очень высокими рейтингами, сейчас он идет на REN-TV. Насколько я знаю, его купили телеканалы всех стран СНГ, сейчас идут переговоры о продаже в Польшу. Не забудем также и то, что он вышел на кассетах. Так что, пожалуй, можно признать, что это успешный проект.
- Есть ли надежда, что отныне и навсегда вся наша телесериальная продукция будет на таком уровне?
- Разумеется, всем нам очень и очень хотелось бы продолжать работать на этом уровне. Но проблема заключается в том, что "Бригада" - это все-таки штучный продукт, который нельзя поставить на конвейер.
- Что, денег не хватит?
- Дело не в деньгах. В первую очередь это зависит от наличия таких режиссеров, как Алексей Сидоров. Будут появляться такие режиссеры с такими идеями - будет и такое качество.
izvestia.ru
02.02.2003 00:37:
"БРИГАДА" EДEТ НА БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
• Анна КОВАЛЕВА

Валерий ТОДОРОВСКИЙ, продюсер "Бригады" и руководитель студии художественных телефильмов канала "Россия", рассказал обозревателю "Известий" Анне КОВАЛЕВОЙ о том, как такое случилось и что это дает производителям отечественных телесериалов.
- Каким образом российский телесериал попал в программу Берлинского кинофестиваля?
- Очевидно, организаторы обратили внимание на бурное развитие телевизионного кино в России, им понравилась "Бригада". В результате у них возникло желание сделать специальное событие в рамках кинофестиваля в Берлине и презентовать это кино как нечто новое, что появилось в России за последние годы. Нельзя не признать, что выбор "Бригады" был вполне оправданным.
- Зачем это нужно организаторам Берлинского кинофестиваля?
- Все фестивали стараются дать максимально полную картину того, что происходит в мировом кино. И если появляется что-то новое, интересное, они стараются найти ему место и объяснить, что это такое. В этом, собственно, и заключаются их амбиции.
- Какова доля участия российской стороны в том, что в Берлине заинтересовались "Бригадой"?
- Никакой. Мне об этом сообщили в тот момент, когда решение было принято. Обычно на таких фестивалях, как Берлинский, есть человек, который отвечает за каждую страну, и у него есть свои контакты и связи. Я знаю, что человек, отвечающий за Россию, дружит и с представителями Союза кинематографистов, и с международным отделом Минкульта. Так что после того, как он чем-то заинтересовался, получить кассеты было несложно.
- Как именно "Бригада" будет представлена на фестивале?
- Это будет специальное событие не столько для зрителей, сколько для прессы и критиков, в рамках которого, кроме показа двух-трех серий, запланировано обсуждение и рассказ о телекино в России.
- А что это событие дает нам?
- Безусловный престиж. Это даже не обсуждается. А в идеале это первый шаг по направлению к тому, что лучшие наши телефильмы будут продаваться в другие страны. И мы, возможно, получим какое-то место на этом рынке. Что до сих пор казалось невероятным.
- То есть наши сериалы достигли художественного уровня, когда они перестают быть просто "мылом", но становятся настоящим кино?
- "Мыло" - это не знак качества, а жанр. Многие наши телефильмы по качеству вполне конкурентоспособны с теми, что выпускаются в Европе и Америке. Вопрос в другом: насколько иностранным зрителям интересны наши реалии, про которые рассказывается в этих фильмах.
- Какие шансы у "Бригады" на продажу после показа в Берлине?
- Если зрители будут воспринимать этот фильм с интересом, будут понимать, о чем там говорится, и ждать следующей серии, значит, его перспективы совсем неплохи.
- Если так, то будет ли "Бригада" продаваться для эфира или и на видеокассетах тоже?
- Это зависит от спроса. В мире сериалы выпускают на видеоносителях после того, как они стали популярными в эфире.
- Как идут продажи на кассетах в России?
-У меня нет точных цифр, их можно ждать только месяца через три. Но насколько я знаю, огромные пиратские тиражи были сметены с прилавков еще до выхода официального тиража.
- Насколько вообще окупился этот проект?
- Я не готов об этом говорить, это вопрос скорее к финансовому директору канала. На "России" он прошел с очень высокими рейтингами, сейчас он идет на REN-TV. Насколько я знаю, его купили телеканалы всех стран СНГ, сейчас идут переговоры о продаже в Польшу. Не забудем также и то, что он вышел на кассетах. Так что, пожалуй, можно признать, что это успешный проект.
- Есть ли надежда, что отныне и навсегда вся наша телесериальная продукция будет на таком уровне?
- Разумеется, всем нам очень и очень хотелось бы продолжать работать на этом уровне. Но проблема заключается в том, что "Бригада" - это все-таки штучный продукт, который нельзя поставить на конвейер.
- Что, денег не хватит?
- Дело не в деньгах. В первую очередь это зависит от наличия таких режиссеров, как Алексей Сидоров. Будут появляться такие режиссеры с такими идеями - будет и такое качество.
izvestia.ru