ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

18.11.2005 17:13:

НОВОСТИ НАТ



Наталья Самолетова
Пресс-секретарь НАТ
press@nat.ru


Вслед за торжественным открытием Международной выставки профессионального оборудования и технологий для теле–, радио и интернет-вещания NATEXPO начал свою работу IX Международный конгресс НАТ. По традиции Конгресс открылся пленарным заседанием, в котором участвовали президент НАТ Эдуард Сагалаев, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, Председатель Оргкомитета Конгресса Михаил Сеславинский; руководитель Росохранкультуры РФ Борис Боярсков; первый заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк; заместитель генерального директора ВГТРК, вице-президент НАТ Алексей Малинин; вице-президент NAB (США) Терри Рейбл, директор Технического департамента Европейского вещательного союза (EBU) Филип Лавен и др. Тема, обсуждавшаяся в этом году, называлась «Проблемы и перспективы развития телерадиовещания: политика, технологии, контент» и затрагивала наиболее актуальные проблемы развития российской индустрии телерадиовещания на современном этапе.

С приветственным словом к представителям вещательного сообщества обратился Михаил Сеславинский. Прежде всего, он отметил, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям рассматривает свое участие в организации Конгресса как продолжение постоянной и структурированной работы с НАТ, со всеми телерадиокомпаниями, входящими в Ассоциацию, и с индустрией в целом. Подчеркнув, что сеть распространения сигнала телерадиовещания в Российской Федерации не имеет аналогов в мире, является развитой и совершенной, он также заметил, что возможности, возникающие в связи с переходом на цифровой формат вещания, тоже не имеют аналогов в мире.

«Вхождение в цифровую эру должно быть достаточно безболезненным для рынка, с одной стороны, с другой — мы должны создать такие условия, чтобы не было большого разрыва между лидерами нашей индустрии и теми телерадиовещательными компаниями, которые работают в регионах и обеспечивают разнообразие программного продукта. Кроме технологических проблем, которые будут обсуждаться в рамках Конгресса, важное значение имеет обсуждение таких вопросов, как совершенствование системы лицензирования телерадиовещания, совершенствование развития программного продукта», — сказал Михаил Сеславинский. Главным критерием развития индустрии телерадиовещания в России, по его мнению, должно стать мнение телезрителей и радиослушателей. При переходе на цифровое вещание количество программ многократно возрастет и предпочтения аудитории станут приоритетными. И вещатели должны знать, какие программы обязательно будут входить в бесплатный «социальный пакет», а какие распространяться на коммерческой основе. При этом объем социально значимых программ не может снижаться. В течение двух последних лет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выделило на создание социально-значимых программ более 900 млн. рублей. На эти средства было создано 365 телерадиопрограмм, художественных, научно-популярных, документальных фильмов. «В первую очередь это были детские, научно-познавательные, образовательные программы», - сообщил Михаил Сеславинский.

О концепции перехода

Тему формирования «социального пакета» телепрограмм для населения страны продолжил Борис Антонюк, первый заместитель министра информационных технологий и связи РФ. Он подчеркнул: основная цель — создание условий для перехода от аналогового вещания к цифровому, а одна из основных задач — устранение диспропорции в охвате населения многопрограммным телевещанием, обеспечение гарантированного равноправного доступа населения к информационным ресурсам на федеральном, региональном и местном уровнях. В этой связи Мининфорсвязи намерено предложить Правительству РФ обеспечить социально незащищенные семьи цифровыми декодерами, а также определить перечень программ обязательного «социального пакета», предоставляемого населению страны. Финансовое бремя по созданию «социального пакета» программ, а также по их распространению тоже должно взять на себя государство. Большая часть выступления Бориса Антонюка была посвящена Концепции перехода на цифровое телевизионное вещание, которая разрабатывается совместно с НАТ, другими ассоциациями, научно-исследовательскими институтами и ведомствами и является одной из пяти составляющих проекта Федеральной целевой программы «Инфраструктура». В Правительстве РФ, в частности, принято решение о том, что к 2008 году шесть служб — скорой помощи, пожарной части, милиции, МЧС, антитеррора и коммунальных служб — будут работать через единый телефонный номер 112. В этой связи вопросы перехода на цифровое ТВ-вещание приобретают особую актуальность. Для приема телепрограмм большая часть российского населения пользуется системами коллективного телевизионного приема, 11% населения прибегает к системам кабельного телевидения (из них всего 1% отвечает требованиям перехода на цифру) и около 1% населения получает телепрограммы через спутник.

«Общее же число выданных в стране лицензий составляет сегодня около 1000 и это означает, что в принципе рынок операторов связи, занимающихся распространением телевизионных программ, уже создан, он существует», — сказал Борис Антонюк. В этой связи, по его мнению, концепция взаимоотношений вещателя, производителя программного продукта, и оператора связи при переходе на цифровое вещание должна принципиально измениться, так как в зависимости от применения технологии (MPEG-2 или MPEG-4) в одном цифровом канале может распространяться от 5-ти до 10-ти и более программ. И с учетом имеющегося рынка операторов связи, занимающихся распространением телевизионных программ, их взаимоотношения с 3000 вещателей должны строиться на рыночных механизмах. «Это должны быть взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов, занимающихся разными видами деятельности», — подчеркнул Борис Антонюк. По его мнению, возможно и совмещение этих направлений в рамках одной компании, если «одна и та же компания будет заниматься и тем, и другим видом деятельности, которые подпадают под действие Закона «О связи» и Закона «О СМИ», нормативной базы». Говорилось о том, что следует внести соответствующие поправки в нормативно-правовую базу в связи с переходом на цифровое вещание, а также об определении сроков, выработке механизмов в период одновременного функционирования аналогового и цифрового вещания в России. Подчеркивалось, что распространение общероссийских программ в аналоговом режиме будет осуществляться на российской территории до 2015 года.

Еще одной проблемой, подчеркивалось в выступлении, является завершение формирования национальных стандартов на цифровое и передающее оборудование, основы развития рынка. Сегодня из 23-х национальных стандартов приняты документы по 16-ти стандартам, а к концу 2006 года будут приняты остальные. Было также сообщено, что в конце октября этого года Российская Федерация подала в Международный Союз Электросвязи таблицу распределения цифровых телевизионных каналов по зонам. В ней предусмотрено 6-8-ми кратное покрытие в каждом регионе России, а это значит, что можно будет использовать до 8-ми каналов одновременно в цифровом формате в период существования и аналогового телевидения.

Новый взгляд на процедуру лицензирования

Свое видение на процедуру лицензирования в сфере телерадиовещания представил руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков. Он коснулся принципов формирования нормативно-правовой базы, вопросов правоприменительной практики и высказал ряд интересных предложение по организации процедуры лицензирования. Их реализация может положительно изменить сложившуюся ныне ситуацию в отрасли.

«Очевидно, что Закон «О СМИ» в целом позволяет Росохранкультуре эффективно регулировать и осуществлять надзор за законодательством в отрасли. Однако в дальнейшем мы считаем, что необходимо было бы подготовить постановление Правительства РФ, регламентирующее порядок лицензирования, увеличить действие лицензии до 10-12 лет, а также провести преобразования, которые обеспечили бы участников рынка нормативно-правовой документацией вне зависимости от области использования цифровых технологий», — подчеркнул Борис Боярсков.

По его мнению, выделение специально для нужд телерадиовещания частотного ресурса было бы наиболее верным решением, когда для выхода в эфир нужна выдача вещательной лицензии, для которой требуется техническое разрешение на осуществление вещательной деятельности. «Доводы о том, что надо сначала получить лицензию на изготовление программного продукта, а потом на деятельность услуг связи представляются необоснованными, поскольку нет такой лицензии на изготовление вещательного продукта», — заметил руководитель Росохранкультуры. Эта норма законодательно закреплена в законе «О СМИ» и предусмотрена в обязательном порядке при регистрации любого СМИ в течение месяца. Иной подход, отметил он, будет нарушением свободы слова, существующей у нас в стране на протяжении последних 15 лет. Непродуктивен, по мнению выступавшего, и тезис о сложившемся в стране рынке услуг связи в области телерадиовещания, поскольку «на 3000 телерадиовещательных компаний приходится 1000 связистов в стране». Если бы на рынке работало, например, 30 тысяч операторов связи, то вещатели могли выбирать партнера, предлагающего более качественные, более дешевые услуги. А пока такое соотношение участников рынка может привести к конфликтным ситуациям.

«Традиционный подход к телерадиовещанию, к отрасли в целом, находящейся на стыке производства телепрограмм и их распространения по сетям связи, привело по оценке Бориса Боярского, к межведомственному противодействию, которое не идет на пользу развитию телерадиовещания. К тому же положение, когда регулирование телерадиовещания выполняют два различных ведомства, не отвечает современным условиям развития телекоммуникационных технологий, тормозит рост и распространение программ. Эта тенденция, подчеркивалось в выступлении, станет еще более очевидной при переходе отрасли на цифровое вещание. Одновременно подчеркивалось, что целесообразнее «осуществлять цифровое вещание путем комплектования мультиплексорных пакетов мультимедийных услуг, как это делается в большинстве европейских стран, а не путем дробления частотного ресурса между различными производителями». Отмечалось также, что при переходе телерадиовещания на цифровые технологии роль центра в отрасли массовых коммуникаций должен осуществлять единый регулирующий орган — такие структуры действуют в США, Канаде, Великобритании, Италии и оправдывают себя полностью. Базой же обеспечения такой единой структуры-регулятора может служить выделенный частотный спектр, доменные зоны, другие ограниченные государственные ресурсы, предназначенные для распределения в интересах участников рынка.

Принципы, которыми руководствуется Росохранкультура в своей деятельности, основываются на поощрении конкуренции в интересах потребителей, в интересах создания материальных ценностей и формирования новых рабочих мест, формирования сферы телерадиовещания как самостоятельной сферы бизнеса. При этом учитываются также и малообеспеченные слои населения страны, возможность их подключения к информационным услугам. И потому необходимо формирование определенного социального информационного пакета услуг, а также взаимодействие и взаимосвязь телекоммуникационных и информационных систем для установления связи «каждого с каждым». Необходимо и создание условий для потребителей, контролирующих качество предоставляемых услуг. Чтобы обеспечить предсказуемое регулирование государством в этой сфере, при создании подотчетности и гибкости этой системы в связи с условиями изменяющегося рынка, Росохранкультура готова представить свои разработки по изменению подзаконных актов, Постановлений РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» № 1359 и «О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания» № 698, а также предложить поправки в Закон «О СМИ». Эти рекомендации могут способствовать эффективному распространению информационных продуктов в цифровых и мультисервисных сетях.

Что же касается приведенных в выступлении Бориса Боярскова цифр, то за 2005-й год Росохранкультурой было вынесено телерадиовещательным организациям 69 предупреждений. Из них 23 нарушения связаны с неосуществлением вещания при наличии лицензии, а 38 предупреждения — с несоблюдением программной концепции канала.

На пленарном заседании конгресса прозвучали выступления на темы: «Цифровое телевидение как вызов современным вещателям» (Алексей Малинин), «Опыт архивирования программ в вещательных организациях» ( Филип Лавен), «Опыт теле- и радиовещания в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (Вейн Хедс), «Перспективы партнерства NAB и НАТ» (Терри Рейбл), «Цифровое вещание» ( А.В. Елехин), «Последние международные решения по ТВ и радиовещанию» (М.И.Кривошеев).

Последние новости