ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

03.10.2005 14:36:

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕЛЕ-ШОУ МИРА



rating.rbc.ru

На протяжении последних десяти лет телешоу прочно вошли в сетку вещания большинства отечественных телеканалов. Если для западного зрителя всевозможные ток-шоу, реалити-шоу и прочие развлекательные телепередачи стали неотъемлемой частью досуга, то для российского - они являются относительно новым продуктом в индустрии развлечений.

Явными лидерами среди стран, занимающихся производством теле-шоу, являются США и Великобритания. Именно лицензионные версии ток-шоу и реалити-шоу этих стран занимают основную массу выходящих на российском телевидении развлекательных программ, что вполне объяснимо отсутствием опыта в производстве подобных телепередач в нашей стране. Гораздо дешевле и безопасней приобрести лицензию уже проверенного теле-шоу, зарекомендовавшего себя во многих странах, чем придумывать свой проект, который может впоследствии не окупится или не принести ожидаемого рейтинга телеканалу.

Основная причина бурного роста теле-шоу на российских телеканалах - жесткая борьба за аудиторию. К сожалению, количество не всегда перерастает в качество, и основная масса любителей часами просиживать перед телеэкраном имеет относительно постоянную величину. Проблема заключается в отсутствии каких-либо маркетинговых исследований, а значит, в непонимании реальных потребностей телезрителя с учетом его запросов, зависевших от культуры того или иного государства. Так, по оценкам специалистов, в западных странах за последние несколько лет произошло существенное снижение количества зрителей, предпочитающих познавательные программы, в то время как число зрителей, интересующихся реалити-шоу, значительно возросло. Аналогичная тенденция просматривается и в российском телеэфире, однако в данном случае она зависит не от желаний самого зрителя, а от того, что сейчас популярно на западных телеканалах.

Несколько иначе обстоит дело с телесериалами. Если более 80% всех теле-шоу на российском телевидении являются лицензионным «плагиатом» западных, то доля отечественных телесериалов составляет около 40%. Особую роль здесь занимают милицейские боевики, адаптированные именно под нашу аудиторию.

Для российской индустрии развлечений теле-шоу - более выгодный продукт, чем производство кино. Так, по оценкам специалистов, бюджет реалити-шоу «Дом-2» составляет порядка 3 млн долл., что сравнимо с бюджетами большинства отечественных блок-бастеров. При этом риск неокупаемости у теле-шоу значительно ниже, а иногда и вовсе отсутствует, чем у кино.

Если при производстве кинофильма существует риск пострадать от рук «пиратов», то при производстве теле-шоу такая проблема просто отсутствует. На западном рынке такое распределение полностью противоположно - бюджеты большинства фильмов значительно превышают бюджеты теле-шоу, соответственно, и доходы от производства кинофильмов гораздо выше.

Несмотря на обилие разнообразных теле-шоу на отечественном рынке развлечений (а со временем их численность будет только расти), их количество еще очень мало по сравнению с западным телевидением. Проблема - в неразвитости кабельного телевидения, которое для большинства отечественных зрителей просто недоступно. Если в западных странах количество частных каналов измеряется сотнями, то в нашей стране - единицами. Обилие частных кабельных телеканалов дает западному зрителю реальную возможность выбора между разными развлекательными программами, а значит, существует значительная конкуренция между теле-шоу, что позитивно отражается на их качестве.

Дальнейшее развитие телевизионных шоу будет полностью зависеть от развития российского телевидения в целом. То, что в ближайшие десять лет ток- и реалити-шоу еще более плотно войдут в досуг отечественного телезрителя, не вызывает сомнения, однако их качество и направление будет в большинстве своем зависеть от мнения и потребностей западных зрителей, а не российских.

Последние новости