
Мария Кувшинова
"Ведомости"
Фильм Кристофа Барратье “Хористы” выдвигался от Франции на “Оскар”, но награды не получил (как не получил и основных статуэток национальной премии “Сезар”). Зато по части народного признания у картины не было конкурентов — в 2004 г. она стала абсолютным чемпионом французского проката. Симпатию к “Хористам” легко объяснить и еще проще разделить.
В недавнем прошлом Кристоф Барратье был известен как продюсер “Птиц” и “Микрокосмоса”, документальных блокбастеров о жизни пернатых и, соответственно, насекомых.
Его полнометражный режиссерский дебют, “Хористы”, убеждает в том, что Барратье не чуждо человеческое — и даже “слишком человеческое” ему не чуждо.
Неловко признаться, но действует безотказно: 1949 год, послевоенная безотцовщина в интернате для перевоспитания трудных подростков силами надзирателя-энтузиаста собирается в хор. Они поют про ночь, и про первые проблески дня, и про океан, которого никогда не видели, — и вот уже самые циничные зрители стараются как можно незаметнее вытащить носовой платок из кармана.
“Хористы” Барратье — идеальная оркестровка старого сценария, по которому после войны уже ставили фильм “Клетка с соловьями” и который безрезультатно выдвигался на “Оскар” в 1948 г.
В новой картине соблюдены все пропорции, превращающие ее в идеальное зрительское кино самого священного и незамутненного извода. Точно и четко, без излишней карикатурности, изображены ключевые персонажи: безработный и неприкаянный учитель музыки, вынужденный поступить на должность полутюремного надзирателя (Жерар Жюньо), одаренный хулиган Моранж (дебютант Жан-Батист Манье), консервативный директор-садист, рыжий подросток-рецидивист, вор, сквернослов и поджигатель, брезгливая графиня-попечительница и маленький безголосый мальчик, принятый в хор на должность пюпитра. Понятны и памятны по “Педагогической поэме” и “Республике ШКИД” ситуации: плавильный котел для малолетних правонарушителей, хулиганские выходки вплоть до летального исхода, тяга к прекрасному, поражение частных филантропических инициатив в схватке с косной системой и, главное, отложенный результат в виде нескольких десятков нормальных граждан и талантливых музыкантов, воспитанных в клетке с соловьями.
Постоянный адрес материала: www.vedomosti.ru
25.08.2005 10:36:
ТЮРЕМНЫЙ ШАНСОН В ГЛАВНОМ ХИТЕ ФРАНЦУЗСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ
Мария Кувшинова
"Ведомости"
Фильм Кристофа Барратье “Хористы” выдвигался от Франции на “Оскар”, но награды не получил (как не получил и основных статуэток национальной премии “Сезар”). Зато по части народного признания у картины не было конкурентов — в 2004 г. она стала абсолютным чемпионом французского проката. Симпатию к “Хористам” легко объяснить и еще проще разделить.
В недавнем прошлом Кристоф Барратье был известен как продюсер “Птиц” и “Микрокосмоса”, документальных блокбастеров о жизни пернатых и, соответственно, насекомых.
Его полнометражный режиссерский дебют, “Хористы”, убеждает в том, что Барратье не чуждо человеческое — и даже “слишком человеческое” ему не чуждо.
Неловко признаться, но действует безотказно: 1949 год, послевоенная безотцовщина в интернате для перевоспитания трудных подростков силами надзирателя-энтузиаста собирается в хор. Они поют про ночь, и про первые проблески дня, и про океан, которого никогда не видели, — и вот уже самые циничные зрители стараются как можно незаметнее вытащить носовой платок из кармана.
“Хористы” Барратье — идеальная оркестровка старого сценария, по которому после войны уже ставили фильм “Клетка с соловьями” и который безрезультатно выдвигался на “Оскар” в 1948 г.
В новой картине соблюдены все пропорции, превращающие ее в идеальное зрительское кино самого священного и незамутненного извода. Точно и четко, без излишней карикатурности, изображены ключевые персонажи: безработный и неприкаянный учитель музыки, вынужденный поступить на должность полутюремного надзирателя (Жерар Жюньо), одаренный хулиган Моранж (дебютант Жан-Батист Манье), консервативный директор-садист, рыжий подросток-рецидивист, вор, сквернослов и поджигатель, брезгливая графиня-попечительница и маленький безголосый мальчик, принятый в хор на должность пюпитра. Понятны и памятны по “Педагогической поэме” и “Республике ШКИД” ситуации: плавильный котел для малолетних правонарушителей, хулиганские выходки вплоть до летального исхода, тяга к прекрасному, поражение частных филантропических инициатив в схватке с косной системой и, главное, отложенный результат в виде нескольких десятков нормальных граждан и талантливых музыкантов, воспитанных в клетке с соловьями.
Постоянный адрес материала: www.vedomosti.ru