ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

02.02 12:11:

Content Summit Russia: все о национальном контенте - в России и за рубежом



31 января 2018 года в рамках выставки CSTB. Telecom & Media'2018 состоялась конференция CONTENT SUMMIT RUSSIA. «Российский контент: тенденции и перспективы», организованная компанией «Мидэкспо» при поддержке Reed MIDEM (организатор международных выставок контента MIPTV и MIPCOM) в сотрудничестве с компанией Expocontent, официальным представителем Reed MIDEM в России, Украине и странах СНГ. Главный информационный партнер: профессиональный интернет-портал Proficinema.

 

В ходе конференции были представлены маркетинговые исследования рынка контента в РФ, перспективы его выхода на международный рынок и развитие отечественных телеканалов за пределами РФ, новые технологии и тренды будущего медиаотрасли.

 

Конференцию открыла Дарья Петрова, заместитель генерального директора выставочной компании МИДЭКСПО, организатора выставки CSTB. Telecom & Media. По словам Дарьи, за последние несколько лет российский контент сделал качественный прорыв с точки зрения продакшена. В ближайшее годы эксперты прогнозируют значительное увеличение продаж российского контента за рубеж. Сильван Форо, представитель компании REED MIDEM, представил доклад о российском контенте на лидирующих рынках контента MIPCOM и MIPTV. По его словам, если раньше Россия, в основном, делала закупки иностранного контента, то сейчас стала больше продавать за рубежом и вошла в ТОП-10 крупнейших поставщиков контента. При этом доля участников от России увеличилась на 20% на MIPTV и на 30% на MIPCOM.

 

В рамках сессии «Исследования российского контента» крупные исследовательские компании представили отчеты о рынке национального телевизионного контента в целом, и детского контента, в частности. Компания KVG RESEARCH провела анализ контента на 18 крупнейших каналах. В 2016 году доля национального контента на ТВ составила 72%. В эфире всех каналов превалирует отечественный контент, хотя на СТС и ТВ3 доли зарубежного и национального наполнения эфира почти равны, а на «Пятнице» и «Ю» доминирует зарубежный контент. По типу контента в эфирной сетке лидируют сериалы, развлекательные программы и кинотеатральные фильмы. В ТОП-10 российских продакшн компаний по объему премьерных часов входят «Солярис Промо Продакшн», «М-продакшн» и «Красный квадрат».

 

Кирилл Танаев, директор Института современных медиа MOMRI (Mordern Media Research Institute) выступил с докладом на тему «Дети. Медиапотребление. 2017». Детское потребление медиа в России растет во всех сферах: телевидение, мобильные технологии, видеохостинги, игры. Это связано с демографическим ростом и доступностью различных устройств. Дети стали драйвером роста потребления видео на ТВ и в интернете. Они определяют моду на контент, игры и игрушки. Таким образом, если индустрия сумеет предложить поколению релевантные продукты и контент, она сформирует лояльную аудиторию на несколько десятилетий.

 

Вера Оболонкина, директор департамента детских и юношеских программ АО «Первый канал. Всемирная телесеть», и Юлия Юзбашева, директор исследовательского агентства ValidataKIDS, проанализировали запросы и тренды в производстве и дистрибьюции детского контента. Согласно исследованию компании ValidataKIDS, современные родители хотят частично заменить воспитание своих детей телевизором. Тренд на образование и познание - один из глобальных мировых трендов. Соответственно, современные требования к контенту следующие: он должен быть развлекательным, образовательным и мотивирующим одновременно. Детскому телеканалу следует иметь в эфире познавательные и развивающие программы, программы о животных, мультфильмы, мастер-классы, музыкальные программы, при этом показывать больше российского контента и ориентироваться на точную возрастную группу.

 

В дискуссионной панели на тему «Российский контент на международном рынке» приняли участие Александр Цекало, основатель и генеральный продюсер кинокомпании «Среда», Александра Модестова, глава компании Экспоконтент, официального представителя Reed Midem в России и СНГ, Влад Ряшин, основатель и генеральный продюсер компании Star Media, Василий Соловьев, российский ТВ и кинопродюсер («Россия-88», «Ледокол»), обладатель Гран-при фестиваля «Кинотавр» за фильм «Хороший мальчик», Алексей Троцюк, генеральный продюсер проектов, член совета директоров студии Yellow. Black and White, Гевонд Андреасян, продюсер кинокомпании «Большое кино». Модератором дискуссии выступила Нина Ромодановская, главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема».

 

Эксперты поделились своим опытом работы на международном рынке, в частности рассказали о продажах контента зарубежному покупателю - опыт каждого продюсера уникален. В работе каждого были свои успехи и подводные камни.

 

Александра Модестова отметила, что несмотря на безусловное увеличение присутствия российского контента на международном рынке, не удалось достичь столь высоких результатов, какие были бы, если индустрия придерживалась некой общей концепции продвижения за рубежом. «Самые узнаваемые на международной арене продукты у нас - анимационные, в частности «Маша и Медведь». Хотелось бы чтобы появился столь популярный игровой сериал», - сказала представитель Reed Midem в России и СНГ.

 

Александр Цекало поделился опытом сотрудничества с компанией Netflix. По его словам, интерес платформы к локальной сериальной продукции появился после приобретения ими испанского сериала «Наркос». Несмотря на то, Netflix приобрел 6 сериалов компании «Среда», Цекало отметил, что «продавать приходится за крохи»: цена за эпизод сопоставима со сделкой с крупной отечественной платформой - $10-15 за эпизод. В мае «Среда» готовится показать платформе еще 5 сериалов, в том числе «Гоголя» и «Троцкого».

 

Гевонд Андреасян сказал, что ситуация с прибыльностью игрового кино на международных рынках обстоит лучше. Фильмы компании «Большое кино» частично окупили затраты на производство за счет зарубежного проката - в кинотеатрах, на онлайн-платформах и ТВ.

 

Алексей Троцюк, ссылаясь на один из самых популярных российских проектов, сериал «Кухня», отметил, что залогом успешной международной дистрибьюции становится отсутствие привязки темы к определенной аудитории, ее универсальность.

 

Влад Ряшин проанализировал кейс сериала «Мата Хари». Несмотря на то, что продукт был продан в 80 стран, в том числе такие экзотические, как Непал или Бангладеш, компании Star Media не удалось достичь поставленных целей. «Тем не менее мы смогли проанализировать свои ошибки, чтобы учесть их в будущем, а международные дистрибьюторы увидели, на что мы способны. В результате у Star Media появились крупные партнеры, готовые войти в совместное продюсирование новых проектов», - подчеркнул генеральный продюсер Star Media.

 

Также многие спикеры считают, что продвижению российского контента на международном рынке нужна государственная поддержка и регулирование процесса организации, учитывающей все его тонкости.

 

Дискуссию «Новые технологии и тренды будущего медиа отрасли: видео в формате 360° и VR» модерировали Евгений Борисов, CEO компании Vortex.Pictures, и Екатерина Филатова, руководитель AVRA Ассоциации дополненной и виртуальной реальности. Спикерами выступили Антон Сметанкин, генеральный директор анимационной студии «Паровоз», Георгий Молодцов, креативный директор проекта VRability, Денис Рябцев, генеральный директор телеканала «АВТО24» и телеканала «Драйв», Мария Лопухина, креативный продюсер компании PROSENSE.TV.

 

Спикеры рассказали о кейсах своих компаний и проектах, связанных с VR и дополненной реальностью. Студия «Паровоз», например, применила эти технологии для большего вовлечения аудитории своих мультфильмов в мир любимых героев, сделав интерактивную игру «Волшебный фонарь», где можно взаимодействовать с предметами в комнате главной героини одноименного сериала, а также приложение для очков виртуальной реальности «Мульт VR» - интерактивный кинотеатр, где можно выбрать локацию и «компанию» из персонажей для совместного просмотра.

 

Технология видео 360° градусов применяется в различных сферах, развлекательных и коммерческих, однако ее возможности для кинематографа, а именно художественной изобразительности, пока ограничены. Георгий Молодцов считает, что лучше всего видео 360° работает в документальном кино и анимации. Например, его компания делает VR360-ролики, созданные при участии людей с инвалидностью. Они позволяют оказаться в одной конкретной ситуации и «прожить» ее вместе с героями.

 

По словам экспертов, развитие направления видео 360 будет интенсивным в ближайшие несколько лет. Уже сейчас возможны онлайн трансляции в 360 и 180 градусов, где можно погрузить зрителя в обстоятельства и сделать участником события, проходящего на большом расстоянии от него. Также большие возможности открывают сотрудничества VR-компаний с мобильными операторами и предоставление абонентам уникального 360 контента, который они могут посмотреть на своем телефоне. В этом направлении развивается компания PROSENSE.TV и Авто 24. 

 

В рамках завершающей дискуссии «Развитие российских каналов за пределами РФ» встретились производители телевизионного контента, телеканалы и операторы общественных объединений операторов связи и вещателей стран СНГ и Балтии. Модератор дискуссии: Яна Бельская, главный редактор интернет-портала «Кабельщик». Эксперты обсудили проблемы выхода на зарубежные ТВ-рынки российских телеканалов и теледистрибьюторов, диагностировав стагнацию и даже уменьшение аудитории российских каналов за границей. Это связано с ростом культурного разрыва, сменой поколений эмигрантов, законодательными особенностями и препятствиями на конкретных территориях, а также политическими конфликтами. Михаил Ковальчук, генеральный директор Signal Media, считает, что одним из путей решения этих проблем может стать локализация контента для зарубежного телевидения и перевод его на местный язык. Однако не все участники дискуссии согласились с коммерческой целесообразностью этого процесса, особенно для территорий с небольшим количеством потенциальных зрителей.

 

Традиционно на CSTB. Telecom & Media большое внимание уделяется теме контента. Дискуссии, прошедшие в рамках КОНФЕРЕНЦИИ CONTENTSUMMITRUSSIA. «Российский контент: тенденции и перспективы», показали большой интерес к трендам и проблемам кино- и телеиндустрии со стороны участников и посетителей и будут продолжены в следующем году.

 

Последние новости