ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ
Двенадцатую годовщину трудно назвать юбилеем. И, тем не менее, 12 лет назад в эфире новорожденного телеканала РТР появился выпуск программы "Вести", ставшей первой альтернативой новостной монополии "Времени".
С этого дня и началась история современного информационного вещания, к разнообразию которого за прошедшие годы мы успели привыкнуть.
Новости, правда, – не самая прибыльная и рейтинговая часть ТВ-бизнеса. Зато они по праву считаются визитной карточкой любой телекомпании и выпуск их в эфир – вопрос престижа.
Предложив телезрителям новый взгляд на происходящее, "Вести" положили начало конкуренции на информационном поле. На фоне новизны тем и подходов, "пионеру" прощались "сырые" сюжеты, оговорки в эфире корреспондентов и ведущих. Хотя вскоре изменение общественного строя в стране, возникновение иной социально-экономической ситуации привело к появлению на телерынке новых частных игроков. "Вести" на некоторое время ушли в тень.
Их место заняли более профессиональные команды коммерческих каналов, в работе которых, правда, тоже были заметные минусы. Один из самых ярких – финансовая зависимость от "хозяев", диктовавшая определенную информационную политику.
Тем не менее, сегодня информационное поле российского ТВ практически сформировалось. Это только на первый взгляд кажется, что после окончания "информационных войн" новости разных каналов рассказывают практически одно и то же. На самом деле, крупнейшие телеканалы страны заняли свои новостные ниши.
Три ведущих игрока на рынке электронных СМИ – "Первый", "Россия" и НТВ – стали формировать программную политику, ориентируясь на собственного зрителя.
НТВ с момента появления в эфире позиционировало себя как телевидение для достаточно состоятельных жителей крупных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Их новости более сухи и критичны по отношению к государственной политике. Канал ставит акценты на оперативное информирование зрителя о происходящем сию секунду в стране и мире. Последний телесезон НТВ чрезвычайно активно осваивает новое направление информационного вещания – infotainment, скрещивая информацию с "развлекаловкой". Пока с переменным успехом.
Несколько иная ситуация с "Первым каналом". Главная опасность информационной политики канала в традиции, сохранившейся с советских времен – готовности освещать лишь те события и в том ключе, как это желательно тем, на кого "Первый" работает. Отсюда прогремевшие на всю страну скандалы с одиозными программами Сергея Доренко или Михаила Леонтьева. Хотя, с другой стороны, относительно неплохая материальная база, устоявшаяся организационная структура, отработанная десятилетиями технология производства новостей делает информационные выпуски "Первого" профессиональными и насыщенными информацией из правительственных структур и других органов власти.
В последние два года реальным конкурентом "Первому каналу" становятся "Вести".
По мнению телеаналитиков, новости второго канала за последнее время качественно изменились. Работа корреспондентов и ведущих стала более профессиональной, увеличился охват тем, улучшился стиль работы новостей в целом. Хотя долгое время "Вести" не могли вернуть себе былую популярность начала 90-х. По аналогии с выпусками новостей других каналов, они посвящали программы общемировым проблемам.
Программная политика канала изменилась после прихода команды с НТВ во главе с О.Добродеевым. На второй канал перешли такие яркие профессионалы, как Евгений Ревенко, Аркадий Мамонтов, Елена Масюк, что сразу сделало выпуски новостей более узнаваемыми и насыщенными информацией.
"Россия" стала делать больше сюжетов о жизни российских регионов, заняв таким образом практически пустующую нишу. Конечно, в каждом регионе существовали собственные телестудии, выпускавшие новостные программы, но не существовало единой картины жизни страны.
Медиахолдинг ВГТРК, в состав которого входит "Россия", собрал под своим крылом региональные ГТРК с их налаженным штатом корреспондентов, которые теперь делают местные выпуски "Вестей".
Во многих регионах именно эти выпуски набирают самые большие рейтинги среди информационных программ. Удачно сложившееся тематическое деление идет на пользу зрителям, имеющим возможность получать максимально широкий спектр информации о жизни страны с наиболее удобной для каждого точки зрения. Впрочем, есть и другие оригинальные подходы.
Высокую оценку экспертов получают новости телекомпании REN-TV, где подбор новостей и способ их подачи наиболее приближен к запросам не слишком интересующегося политикой телезрителя. Но в данном случае популярности мешает малый охват аудитории.
Несколько сдали свои позиции информационные службы ТВЦ и ТВС.
Промосковскому каналу мешает отсутствие единой программной политики и причудливое сочетание телемэтров и суперпрофессионалов, вроде Андрея Караулова или Леонида Млечина с не очень внятными корреспондентами, а постоянные дрязги и судебные разбирательства подтачивают былую славу "команды Евгения Киселева", разваливающейся на глазах.
Впрочем, телевидение – живой и постоянно меняющийся организм. Сегодня информационный рынок успешно поделен, но в условиях непрекращающейся конкуренции и борьбы за зрителя, его ведущим игрокам придется прилагать немало усилий, чтобы удержаться "на коне".
Хотя нас, по эту сторону экрана непрекращающаяся борьба не должна особо волновать. Мы уже привыкли к хорошему. Теперь наше внимание можно завоевать только "еще лучшим".
www.regions.ru
14.05.2003 19:02:
"ВЕСТЯМ" - 12 ЛЕТ
Двенадцатую годовщину трудно назвать юбилеем. И, тем не менее, 12 лет назад в эфире новорожденного телеканала РТР появился выпуск программы "Вести", ставшей первой альтернативой новостной монополии "Времени".
С этого дня и началась история современного информационного вещания, к разнообразию которого за прошедшие годы мы успели привыкнуть.
Новости, правда, – не самая прибыльная и рейтинговая часть ТВ-бизнеса. Зато они по праву считаются визитной карточкой любой телекомпании и выпуск их в эфир – вопрос престижа.
Предложив телезрителям новый взгляд на происходящее, "Вести" положили начало конкуренции на информационном поле. На фоне новизны тем и подходов, "пионеру" прощались "сырые" сюжеты, оговорки в эфире корреспондентов и ведущих. Хотя вскоре изменение общественного строя в стране, возникновение иной социально-экономической ситуации привело к появлению на телерынке новых частных игроков. "Вести" на некоторое время ушли в тень.
Их место заняли более профессиональные команды коммерческих каналов, в работе которых, правда, тоже были заметные минусы. Один из самых ярких – финансовая зависимость от "хозяев", диктовавшая определенную информационную политику.
Тем не менее, сегодня информационное поле российского ТВ практически сформировалось. Это только на первый взгляд кажется, что после окончания "информационных войн" новости разных каналов рассказывают практически одно и то же. На самом деле, крупнейшие телеканалы страны заняли свои новостные ниши.
Три ведущих игрока на рынке электронных СМИ – "Первый", "Россия" и НТВ – стали формировать программную политику, ориентируясь на собственного зрителя.
НТВ с момента появления в эфире позиционировало себя как телевидение для достаточно состоятельных жителей крупных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Их новости более сухи и критичны по отношению к государственной политике. Канал ставит акценты на оперативное информирование зрителя о происходящем сию секунду в стране и мире. Последний телесезон НТВ чрезвычайно активно осваивает новое направление информационного вещания – infotainment, скрещивая информацию с "развлекаловкой". Пока с переменным успехом.
Несколько иная ситуация с "Первым каналом". Главная опасность информационной политики канала в традиции, сохранившейся с советских времен – готовности освещать лишь те события и в том ключе, как это желательно тем, на кого "Первый" работает. Отсюда прогремевшие на всю страну скандалы с одиозными программами Сергея Доренко или Михаила Леонтьева. Хотя, с другой стороны, относительно неплохая материальная база, устоявшаяся организационная структура, отработанная десятилетиями технология производства новостей делает информационные выпуски "Первого" профессиональными и насыщенными информацией из правительственных структур и других органов власти.
В последние два года реальным конкурентом "Первому каналу" становятся "Вести".
По мнению телеаналитиков, новости второго канала за последнее время качественно изменились. Работа корреспондентов и ведущих стала более профессиональной, увеличился охват тем, улучшился стиль работы новостей в целом. Хотя долгое время "Вести" не могли вернуть себе былую популярность начала 90-х. По аналогии с выпусками новостей других каналов, они посвящали программы общемировым проблемам.
Программная политика канала изменилась после прихода команды с НТВ во главе с О.Добродеевым. На второй канал перешли такие яркие профессионалы, как Евгений Ревенко, Аркадий Мамонтов, Елена Масюк, что сразу сделало выпуски новостей более узнаваемыми и насыщенными информацией.
"Россия" стала делать больше сюжетов о жизни российских регионов, заняв таким образом практически пустующую нишу. Конечно, в каждом регионе существовали собственные телестудии, выпускавшие новостные программы, но не существовало единой картины жизни страны.
Медиахолдинг ВГТРК, в состав которого входит "Россия", собрал под своим крылом региональные ГТРК с их налаженным штатом корреспондентов, которые теперь делают местные выпуски "Вестей".
Во многих регионах именно эти выпуски набирают самые большие рейтинги среди информационных программ. Удачно сложившееся тематическое деление идет на пользу зрителям, имеющим возможность получать максимально широкий спектр информации о жизни страны с наиболее удобной для каждого точки зрения. Впрочем, есть и другие оригинальные подходы.
Высокую оценку экспертов получают новости телекомпании REN-TV, где подбор новостей и способ их подачи наиболее приближен к запросам не слишком интересующегося политикой телезрителя. Но в данном случае популярности мешает малый охват аудитории.
Несколько сдали свои позиции информационные службы ТВЦ и ТВС.
Промосковскому каналу мешает отсутствие единой программной политики и причудливое сочетание телемэтров и суперпрофессионалов, вроде Андрея Караулова или Леонида Млечина с не очень внятными корреспондентами, а постоянные дрязги и судебные разбирательства подтачивают былую славу "команды Евгения Киселева", разваливающейся на глазах.
Впрочем, телевидение – живой и постоянно меняющийся организм. Сегодня информационный рынок успешно поделен, но в условиях непрекращающейся конкуренции и борьбы за зрителя, его ведущим игрокам придется прилагать немало усилий, чтобы удержаться "на коне".
Хотя нас, по эту сторону экрана непрекращающаяся борьба не должна особо волновать. Мы уже привыкли к хорошему. Теперь наше внимание можно завоевать только "еще лучшим".
www.regions.ru