
lgz.ru
Представьте себе: заснув лет этак на пять, мы проснёмся в цифровом раю – двести доступных телеканалов с роскошной «картинкой» и звуком, индивидуальное меню, заказ любимых передач, телевизор в компьютере, компьютер в мобильнике – гигантский супермаркет интерактивных развлечений и бездонный колодец информации на заказ. Возможно, через пять–десять лет всё так и будет, но очевидно, что эта метаморфоза не произойдёт в один миг и, похоже, «революционные преобразования с цифрой» не пройдут безболезненно для наших граждан. Цифровой рай не будет бесплатным и повсеместным, как современное эфирное ТВ. Если в сфере электронных коммуникаций будет царить рынок, то сигнал придёт в те места, куда выгодно тянуть линии связи… Избалованные мегаполисы получат ещё больший выбор, а кто-то вместо канала «Россия» – CNN, а далекие сёла, аулы и прочая «вечная мерзлота» – ничего… Или всё будет по-другому?
О российском цифровом проекте мы знаем очень мало. До сих пор громко прозвучали лишь две темы: праздничная подготовка к появлению 1000 нарядных цифровых телеканалов и ведомственная междоусобица – кому достанется «цифровой проект». Российские СМИ о цифровых проблемах молчат. А между тем цифровая революция готовит государству и обществу много сюрпризов и в области «демократичного» доступа к цифровым услугам, и в сфере информационной безопасности страны. 26 июня в конференц-зале Останкинской телебашни обсудить «цифру» собрались политологи, социологи, философы, журналисты. Впервые прозвучали трудные цифровые вопросы. В чём причина отставания российского цифрового проекта, и кто за этот проект заплатит? Насколько опасна зависимость цифровой России от импортного оборудования и программного обеспечения? Не станет ли цифровое телерадиовещание хаотичной и раздробленной сферой, зависимой от коммерческих интересов вещателей и связистов? Как отразится цифровое изобилие на информационной политике России и на сфере её безопасности? Как предотвратить «цифровое неравенство» – неизбежные диспропорции в уровне доступности цифровых услуг для отдельных групп населения и отдельных регионов?..
При переходе в мир конвергентных сетей необходимо защитить потребителей, привыкших к традиционным формам коммуникаций. Самый эффективный рынок не сможет дать социальные гарантии в информационном поле – инфо-коммуникационные перемены должно регулировать государство. Сегодня даже в западных СМИ отчётливо звучат самые что ни на есть «социалистические» опасения и требования – регулировать новый рынок в интересах людей, гарантировать им информационное равноправие и безопасность. Основные проблемы телекоммуникаций – дискриминация, злоупотребление доминирующим положением, национальная безопасность, защита потребителя – теперь становятся общими для всех медиа. Эксперты согласились с тем, что именно эти проблемы должны постоянно быть в фокусе останкинского форума. Нужны новые бизнес-модели и внятные механизмы – частно-государственного партнёрства. Если государство даст надёжные гарантии в области инфраструктуры и правового обеспечения, российский бизнес может взять на себя чёткие обязательства по реализации цифрового проекта. Первым примером сотрудничества может стать цифровое телерадиовещание. Несколько сценариев развития в этой сфере могут быть представлены в ходе регулярных останкинских дискуссий.
Очевидная монополия электронных СМИ ведёт общество в новую реальность – «киберпространство». Доселе неизвестный ландшафт лишь фрагментарно освещается СМИ, главным образом – в технических аспектах. Нет целостной картины и нет единого языка для её описания. Для ориентации в новой реальности людям нужны учителя, проводники и переводчики. Общественный штаб в Останкино может выработать доступный «язык общения» и, создав собственный интернет-сайт, стать для людей центром информации по цифровым проблемам. Нас ждёт цифровое изобилие, неизбежный хаос контента, в котором могут «утонуть»: стратегические задачи государства и проблемы нашего общества в целом, государственная информационная политика, социально направленный и «этнический» контент, а также важнейшая информация, касающаяся общественных инициатив и культурных прорывов.
Если спрогнозировать цифровое ТВ, например, – то вполне очевидно, что оно станет «узковещательным» СМИ: количество доступных телеканалов будет расти, в то время как аудитория каждого из них – сужаться, причём весьма значительно. Изменится статус-кво всего информационного поля. Где будет обсуждаться – как точно поставил вопрос один из участников дискуссии Сергей Кара-Мурза, – Национальная Повестка Дня?.. Значение первых российских каналов ТВ сегодня огромно. В отсутствии центральной печати они являются едва ли не главным социообразующим фактором единого общественного организма. И главным массовым источником политической информации. Цифровое изобилие, массированная атака вещателей неизбежно приведут к снижению политической роли центральных каналов и к большей деполитизации общества. Как сохранить статус главных телеканалов в новом цифровом поле? Они будут платными или бесплатными? Повсеместными, как сейчас, – или нет? Как они будут распространяться и в каких сетях – государственных или частных? Или эти каналы вообще растворятся среди платных специализированных развлечений – для рыбаков, мотоциклистов и прочих?.. Хотелось бы услышать и внятный анализ этой проблемы, и практические подсказки… А в целом?.. Спасибо, как говорится, за замах. Ждём продолжения
Дмитрий ЛЬВОВ, эксперт фонда «Инновации в массовых коммуникациях»
06.09.2007 12:11:
НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЛИ НОВАЯ ДЕКОРАЦИЯ?
lgz.ru
Представьте себе: заснув лет этак на пять, мы проснёмся в цифровом раю – двести доступных телеканалов с роскошной «картинкой» и звуком, индивидуальное меню, заказ любимых передач, телевизор в компьютере, компьютер в мобильнике – гигантский супермаркет интерактивных развлечений и бездонный колодец информации на заказ. Возможно, через пять–десять лет всё так и будет, но очевидно, что эта метаморфоза не произойдёт в один миг и, похоже, «революционные преобразования с цифрой» не пройдут безболезненно для наших граждан. Цифровой рай не будет бесплатным и повсеместным, как современное эфирное ТВ. Если в сфере электронных коммуникаций будет царить рынок, то сигнал придёт в те места, куда выгодно тянуть линии связи… Избалованные мегаполисы получат ещё больший выбор, а кто-то вместо канала «Россия» – CNN, а далекие сёла, аулы и прочая «вечная мерзлота» – ничего… Или всё будет по-другому?
О российском цифровом проекте мы знаем очень мало. До сих пор громко прозвучали лишь две темы: праздничная подготовка к появлению 1000 нарядных цифровых телеканалов и ведомственная междоусобица – кому достанется «цифровой проект». Российские СМИ о цифровых проблемах молчат. А между тем цифровая революция готовит государству и обществу много сюрпризов и в области «демократичного» доступа к цифровым услугам, и в сфере информационной безопасности страны. 26 июня в конференц-зале Останкинской телебашни обсудить «цифру» собрались политологи, социологи, философы, журналисты. Впервые прозвучали трудные цифровые вопросы. В чём причина отставания российского цифрового проекта, и кто за этот проект заплатит? Насколько опасна зависимость цифровой России от импортного оборудования и программного обеспечения? Не станет ли цифровое телерадиовещание хаотичной и раздробленной сферой, зависимой от коммерческих интересов вещателей и связистов? Как отразится цифровое изобилие на информационной политике России и на сфере её безопасности? Как предотвратить «цифровое неравенство» – неизбежные диспропорции в уровне доступности цифровых услуг для отдельных групп населения и отдельных регионов?..
При переходе в мир конвергентных сетей необходимо защитить потребителей, привыкших к традиционным формам коммуникаций. Самый эффективный рынок не сможет дать социальные гарантии в информационном поле – инфо-коммуникационные перемены должно регулировать государство. Сегодня даже в западных СМИ отчётливо звучат самые что ни на есть «социалистические» опасения и требования – регулировать новый рынок в интересах людей, гарантировать им информационное равноправие и безопасность. Основные проблемы телекоммуникаций – дискриминация, злоупотребление доминирующим положением, национальная безопасность, защита потребителя – теперь становятся общими для всех медиа. Эксперты согласились с тем, что именно эти проблемы должны постоянно быть в фокусе останкинского форума. Нужны новые бизнес-модели и внятные механизмы – частно-государственного партнёрства. Если государство даст надёжные гарантии в области инфраструктуры и правового обеспечения, российский бизнес может взять на себя чёткие обязательства по реализации цифрового проекта. Первым примером сотрудничества может стать цифровое телерадиовещание. Несколько сценариев развития в этой сфере могут быть представлены в ходе регулярных останкинских дискуссий.
Очевидная монополия электронных СМИ ведёт общество в новую реальность – «киберпространство». Доселе неизвестный ландшафт лишь фрагментарно освещается СМИ, главным образом – в технических аспектах. Нет целостной картины и нет единого языка для её описания. Для ориентации в новой реальности людям нужны учителя, проводники и переводчики. Общественный штаб в Останкино может выработать доступный «язык общения» и, создав собственный интернет-сайт, стать для людей центром информации по цифровым проблемам. Нас ждёт цифровое изобилие, неизбежный хаос контента, в котором могут «утонуть»: стратегические задачи государства и проблемы нашего общества в целом, государственная информационная политика, социально направленный и «этнический» контент, а также важнейшая информация, касающаяся общественных инициатив и культурных прорывов.
Если спрогнозировать цифровое ТВ, например, – то вполне очевидно, что оно станет «узковещательным» СМИ: количество доступных телеканалов будет расти, в то время как аудитория каждого из них – сужаться, причём весьма значительно. Изменится статус-кво всего информационного поля. Где будет обсуждаться – как точно поставил вопрос один из участников дискуссии Сергей Кара-Мурза, – Национальная Повестка Дня?.. Значение первых российских каналов ТВ сегодня огромно. В отсутствии центральной печати они являются едва ли не главным социообразующим фактором единого общественного организма. И главным массовым источником политической информации. Цифровое изобилие, массированная атака вещателей неизбежно приведут к снижению политической роли центральных каналов и к большей деполитизации общества. Как сохранить статус главных телеканалов в новом цифровом поле? Они будут платными или бесплатными? Повсеместными, как сейчас, – или нет? Как они будут распространяться и в каких сетях – государственных или частных? Или эти каналы вообще растворятся среди платных специализированных развлечений – для рыбаков, мотоциклистов и прочих?.. Хотелось бы услышать и внятный анализ этой проблемы, и практические подсказки… А в целом?.. Спасибо, как говорится, за замах. Ждём продолжения
Дмитрий ЛЬВОВ, эксперт фонда «Инновации в массовых коммуникациях»