ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ТВ И МЕДИАИНДУСТРИИ

30.01.2003 16:37:

ВСЁ ЛУЧШЕЕ - ДЯДЯМ?



Уважаемый господин редактор!

Группа общественного мониторинга СМИ и медиакритики "МедиаРевю" (www.mediareview.by.ru), откликаясь на призыв "ТВ-Дайджеста" достойно встретить Всемирный день детского ТВ, направляет Вам нижеследующий материал по теме.

Координатор группы Александр Короченский




ВСЁ ЛУЧШЕЕ - ДЯДЯМ?
Детские программы на российском ТВ
Первый канал (ОРТ) - Канал “Россия” (РТР) - НТВ - коммерциализация российского телевидения - детские программы на российском ТВ - ТВ и социализация детей - программа “Спокойной ночи, малыши!”
И. Аношина

В первые дни нового 2003-го года на российских телеканалах чаще, чем обычно, демонстрировались передачи и фильмы для детей в возрасте до 12 лет. Расширенный по случаю школьных каникул телепоказ наглядно выявил серьёзнейшие проблемы, свойственные отечественному детскому телевещанию...

Обманчивое разнообразие

Коммерциализация телевидения в 1990-е гг. в условиях “нецивилизованного” российского информационного рынка привела к глубокому кризису вещания для детей. Давно ушли в прошлое замечательные детские передачи: “В гостях у сказки”, “Будильник”. После долгих скитаний переехали на другие каналы программы “Спокойной ночи, малыши!”, “АБВГдейка”. С уходом из жизни Сергея Супонева исчезли многие передачи, дававшие надежду на то, что детское телевидение возрождается - пусть уже в слегка коммерциализованных формах (ведь за знания в том же “Звездном часе”, например, давали подарки).

В результате образовался вакуум, который ведущие телеканалы заполнили высокорейтинговыми передачами для взрослой аудитории. Либо комбинацией различных жанров детской развлекалочки, как это делают Первый канал (бывшее ОРТ) или “Россия” (в недавнем прошлом - РТР), именуя её при этом детским телевидением. Еще один канал с массовой аудиторией - НТВ - проблему детского вещания решил совсем просто: почти свёл его на нет.

В дни зимних каникул сетка детского вещания вышеупомянутых каналов, которые с уверенностью можно назвать наиболее массовыми, выглядела следующим образом. Совокупный объем вещания для детей Первого канала, “России” и НТВ составил за две недели (с 30 декабря по 12 января) 67 часов 55 минут. При этом общий объем вещания трех каналов равен примерно 840 часам - если учесть, что вещание каждого из них составляет ежесуточно в среднем 20 часов.

При этом на Первый канал пришлось 34 часа 35 минут, на “Россию” – 24 часа 40 минут, НТВ – 6 часов 40 минут. Все три канала вышли из ситуации одинаково – заполнив эфир однообразной по содержанию и форматам детской развлекательной видеопродукцией: в основном американскими и старыми отечественными мультфильмами, семейными комедиями производства США и детскими фильмами советских времен (“Приключения Электроника” и др.).

“Фирменным блюдом” новогоднего каникулярного показа Первого канала стали, как и всегда, “Ералаш” и “Дисней-клуб”, а на “России” - благоприобретенные “Спокойной ночи, малыши!”. Плюс на Первом - американские детские сериалы “Флиппер” и “Твинисы” (о художественных достоинствах последних отдельный разговор), а на “России” – наконец-то российский детский сериал – “Дракоша и компания”.

Канал НТВ решил не расходовать на детей дорогое новогоднее эфирное время и ограничился за две недели показом одного мультика, получасовой детской телеигры “Полундра!”, пары американских семейных комедий и двух старых советских фильмов (“Кащей Бессмертный” 1944 года выпуска и “Василиса Прекрасная”, вышедшего на экран в 1939 г.). Таким образом, кажущееся многообразие детских передач свелось к следующему набору:
Семейные комедии (США) – 33,4%

Детские кинофильмы советских времен – 23,2%

Американские мультфильмы – 15%

Советские мультфильмы – 11,8%

“Ералаш” – 7,1%

Детские сериалы – 6,2%

Телепрограммы для детей – 3,3%
Присмотревшись к содержанию этих телепередач, можно увидеть, что за каждым из пунктов обязательно есть какое-либо “но”.

На ведущих российских телеканах удручающе мало детских программ собственного производства. В телепоказе превалируют повторы давних фильмов и телесериалов. В передачах отечественного ТВ для детей отчётливо проявляется “американский акцент”.

Треть всего объема детского вещания составляют так называемые семейные комедии американского производства. Хотя это не детские фильмы как таковые, предназначены они и для детей как части семейной аудитории. Спору нет, среди них немало забавных, красивых, увлекательных лент, но в безальтернативной комбинации со старым советским кино (другой львиной долей детского вещания), адекватную картину реальности в детском сознании они вряд ли сформируют.

Демонстрация американского образа жизни, с одной стороны, и образы советских кинофильмов, зачастую малопонятные современному ребенку, никак не способствуют адаптации детей к окружающей их действительности – базовой, в сущности, функции детского телевидения.

Такое внутренне конфликтное содержание детского вещания способно спровоцировать глубокий разрыв между картиной действительности, формирующейся в сознании ребёнка, и окружающей его реальностью.

За фильмами следуют американские мультфильмы, среди которых тоже есть неплохие, но имеются и откровенно низкокачественные.

Многие заокеанские мультики (например, мультсериал “Джеки Чан”, который в дни каникул по 40 минут в день показывал канал “Россия”), пронизывает насилие: демонстрация драк, погонь, сцен физического подавления и уничтожения противников составляет существенную долю их содержания. Хотя действующие в них мультперсонажи прибегают к насилию для достижения благих целей (либо целей, выдаваемых за таковые), зачастую такие фильмы несут в детскую аудиторию неоправданно высокую дозу жестокости и агрессивности.

Мультфильмы наподобие “Джеки Чана” - это явление, лишь формально тождественное привычным для нас детским мультикам, но насыщенное, однако, иным моральным содержанием и отличное от них по техническому исполнению.

Такие мультфильмы явно не предназначены для самых маленьких - хотя, как известно, любые анимационные фильмы привлекают повышенное внимание детей младшего возраста. Впрочем, и детям постарше смотреть их не рекомендуется.

Альтернативу американским мультфильмам представляют старые добрые советские мультики - прекрасные, поучительные, но снятые, увы, 20-30 лет назад. Нет сомнения, шедевры отечественной мультипликации вроде “Трое из Простоквашино” всегда останутся любимыми детьми и родителями, но будут немного менее понятны и интересны каждому новому поколению. Мультфильмы эти безнадежно далеки от стандартов ссвременной анимации и явственно диссонируют с сегодняшней реальностью.

Этот же диссонанс присутствует и в набившем оскомину “Ералаше” - по крайней мере, в той большей части его выпусков, которая была отснята давным-давно - но, тем не менее, все ещё составляет значительную долю современного детского телепоказа.

Детских сериалов на Первом канале и “России” три: это “Твинисы” - западный сериал с куклами, “Флиппер” - американский сериал, который проходит под категорией приключенского, а не детского, но все-таки может быть отнесен к фильмам для детской аудитории, и “Дракоша и компания” (“Россия”) – симпатичный детский сериал о российских детях и их друге – живом дракончике. В целом же в структуре вещания детские сериалы занимают, однако, чуть больше 6 процентов, да и то в основном за счет “Флиппера”, который длится 45 минут, в отличие от двух других 25-минутных сериалов.

Отдельного внимания заслуживают детские телепередачи – “Следствие ведет Колобков”, “Царь горы” и “Полундра!”. Викторину “Полундра!” (НТВ) и передачу “Следствие ведет Колобков” (Первый канал) ведут всеми узнаваемые представители взрослого мира, чей имидж ассоциируется с совсем не детскими вещами – например, похабными анекдотами и частушками на “Русском радио” и скандальными телешоу “для взрослых” с участием Николая Фоменко - и примелькавшейся рекламой пива, где фигурирует знаменитый “Толстяк”. Все три передачи носят в основном развлекательный характер и составляют всего 2,4% от общего объёма вещания.

Проблемы создаются для того, чтобы их преодолевать?

Показательной для детского вещания российского телевидения является ситуация, сложившаяся вокруг передачи “Спокойной ночи, малыши!”

После 37 лет мирной жизни на Первом канале эта известная передача, мозолившая глаза “общественным” вещателям в самый дорогой вечерний прайм-тайм, переехала на канал “Культура”. В результате миллионы детей остались без полюбившихся кукольных персонажей и мультгероев, потому что аудиторный охват “Культуры” несопоставим с почти стопроцентным покрытием Первого канала.

Весной 2002 года передача снова “переехала” - в этот раз на канал “Россия”, переместившись при этом по эфирной сетке на час раньше.

В новый же 2003-й год передача вошла обновленной как по содержанию, так и по продолжительности.

Вместо “классических” советских мультфильмов в ней теперь демонстрируются ещё более древние американские мультики о Томе и Джерри. Публике сообщили о “достижении” канала “Россия”: “по многочисленным просьбам детской аудитории” передача снова будет выходить в 20.50. Но и малыши, и их родители не могли не заметить, что эта программа после возвращения к своей прежней позиции в расписании передач длится всего пять минут вместо прежних десяти (напомним, что еще несколько лет назад телевидение желало малышам спокойной ночи целых 15 минут).

Теперь каждый вечер дети могут наблюдать любимую пластилиновую заставку, а их родители – разъяснение на экране о том, что программа создана при поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Вплоть до начала 2003 г., когда канал “Россия” отказался от использования госбюджетных средств и заявил об полном переходе на коммерческое самофинансирование, гордое упоминание о многоуважаемом министерстве как о спонсоре детской программы вызывало у рядового телезрителя одно лишь недоумение. Всё это воспринималось отнюдь не как благородная инициатива медийного министерства, профинансировавшего восстановление известной детской передачи на общероссийском канале. С позиции здравого смысла эта акция выглядела скорее как перекладывание бюджетных денег из одного государственного кармана в другой (поскольку РТР-“Россия” предъявляется зрителю как госканал), чтобы имитировать чиновную заботу о детской телеаудитории.

На обочине телеэфира

Среди самых некоммерческих областей отечественного телевещания детское телевидение занимает, пожалуй, почётное первое место.

Размещение рекламы в детских передачах запрещено законом, но это не единственная причина их вытеснения из телепоказа. Невыносимая для рекламодателей нулевая покупательная способность маленьких зрителей делает их аудиторией неприбыльной, а значит, и ненужной крупным телеканалам с их многомиллионными рекламными оборотами.

Между тем, детская аудитория многочисленна и более других категорий зрителей подвержена влиянию телевидения - особенно в свете того, что ТВ сейчас часто замещает детям общение с родителями или сверстниками, а уж тем более чтение книг.

В условиях, когда критерием успешности вещательной деятельности является рейтинг передач (и, соответственно, их прибыльность), развитие детского телевещания становится для коммерчески ориентированных каналов “неразрешимой” задачей.

Причём проблема даже не в том, что на выпуск детских программ нет денег, а в том, что владельцам телекомпаний трудно оторваться от сытной рекламной кормушки и пожертвовать хотя бы незначительной частью своих доходов, чтобы перераспределить средства и эфирное время в сторону увеличения доли детских передач и улучшить их качество.

Если деньги для создания детских фильмов находились даже в годы войны, то почему такие фильмы не производятся для ТВ сегодня? Впрочем, вопрос этот - явно риторического свойства. Ведь после дефолта 1998 г. ежегодно наблюдался существенный прирост российского рекламного рынка, что не могло не сказаться на доходах ведущих телеканалов. Но дяди - вещатели продолжают откровенно игнорировать детскую аудиторию...

Государство рекомендует телеканалам отдавать под вещание для детей и подростков не менее десяти процентов эфира. Оно демонстрирует вещателям и кнут, и пряник, обещая льготы по лицензированию для каналов, особо отличившихся в области детского телевещания - либо угрожая не продлевать лицензию вещателям, игнорирующим детскую аудиторию.

Но, по всей видимости, и увещевания, и угрозы действуют на ведущие телекомпании одинаково неэффективно, поскольку ситуация с детскими программами на телевидении не меняется на протяжении вот уже нескольких лет. Похоже, что государственные инстанции скорее имитируют неравнодушное отношение к проблеме, чем реально влияют на её решение.

Программы для детей фактически оказались на обочине телепоказа. Детское вещание – “чёрная дыра” для рекламодателей, поэтому передачи для детей уже давно вытеснены в самое некоммерческое телевизионное время, когда у экранов собирается минимальное количество зрителей.

Такой подход к заполнению сетки вещания детскими передачами нередко выглядит как издевательство над маленькими зрителями и их родителями. Своеобразное (хотя и вполне логичное с точки зрения чисто коммерческого подхода к организации вещания) представление о детском “прайм-тайме” продемонстрировали в дни зимних каникул каналы “Россия” и НТВ, где передачи для детей и мультфильмы начинались в 6-7 часов утра. Кто будет вставать в каникулярные дни в 6.45 утра, чтобы посмотреть сказку “Кащей Бессмертный”, вышедшую на экран шесть десятилетий назад? Вот и гадай, для кого в действительности был предназначен её показ - то ли для редких детей - супер-“жаворонков”, то ли для рано просыпающихся бабушек и дедушек, ностальгирующих по временам своего детства. Более правдоподобной представляется вторая версия, так как “Кащей Бессмертный” и “Василиса Прекрасная” заняли в сетке вещания НТВ позицию, используемую обычно для показа полузабытых фильмов 1930-50-х гг.

О том, что случай с демонстрацией “Кащея” - не случайность, а проявление сложившейся программной системы, свидетельствует, например, постоянное положение передачи “Полундра!” в сетке вещания НТВ. Она начинается в 7.10 утра по воскресеньям - то есть, в единственный для многих школьников выходной день, когда так хочется основательно выспаться после напряжённой учебной недели. Но, как видно, вещателям такие нюансы не интересны. Зато можно отчитаться: на НТВ есть детские программы...

Формула детского ТВ

Две недели, последовавшие за школьными каникулами, подтвердили догадку о том, что в новогодние дни телеканалы ненадолго “расстарались” для детей.

Общий объем вещания для детей в период с 13 по 26 января составил всего 18 часов 45 минут на трех каналах, с долей Первого канала – 13 часов 15 минут, “России” – 4 часа 30 минут, НТВ – 1 час. Напомню, что двухнедельный объем вещания каждого из каналов – около 280 часов.

В содержательном отношении почти ничего не изменилось: детские сериалы (в основном, “Флиппер”) – 6 часов 50 минут, “Дисней-клуб” – 4 часа 40 минут, “Ералаш” – 2 часа 35 минут. И всё те же советские мультфильмы и немногочисленные детские телепрограммы...

Снова приходится констатировать: детское телевидение на ведущих российских каналах реализует по преимуществу одну функцию – развлекательную.

Но, памятуя, что развлечение - верный союзник коммерции, вещатели при каждом удобном случае внедряют в телепоказ и рекламно-промоцийные элементы. В продолжение этой мысли можно вспомнить и коммерческий промоушн, и скрытую рекламу, искусно вмонтированные в “Дисней-клуб”. Детям восторженно расписываются поездки в Диснейлэнд, а также демонстрируются товары Дисней-индустрии и транснациональных производителей игрушек. Российскому родителю, если он не “новый русский”, трудно объяснить очарованному ребенку, по какой причине тот не попадет на этот детский праздник жизни - и чем он хуже тех, кто там побывал. Даже в блоке передач о жизни животных, вроде “Путешествий натуралиста”, показывается la dolce vita в виде зарубежных зоопарков, куда большинство российских детей вряд ли попадет, в городах, куда этим детям тоже путь заказан.

Очевиден огромный диссонанс, который создают такие передачи между желаниями ребенка и возможностями большинства родителей удовлетворить их. Он несёт в себе зародыш острого конфликта поколений. А конфликтов в России и без того предостаточно...

При всём том телевидение не выполняет в должной мере свою образовательную, развивающую функцию. Что из этого получается, красноречиво подсказывает нам само ТВ – например, шоу на СТС “Самый умный ребенок”, где дети школьного возраста зачастую не могут ответить на самые элементарные вопросы (например, “Как звали первого космонавта?”)

Но если образовательная функция худо-бедно реализуется за счет немногочисленных викторин, то совсем плохо дело обстоит с воспитанием, социализацией детей с помощью телевидения.

А вот привитие детской аудитории общественно вредных образцов и норм поведения через ТВ - явление вполне реальное. Вместо отсутствующих в телеэфире содержательных детских программ, которые учитывали бы возрастные особенности дошкольников и младших школьников и оказывали на них положительное воспитательное воздействие, дети смотрят разнообразные передачи и фильмы для взрослых.

Учитывая, что во “взрослом” телепоказе явственно превалирует криминальная линия, едва ли можно считать его фактором позитивной социализации. Дети, не обладающие жизненным опытом и способностью к самостоятельной критической оценке увиденного на экране, вполне могут оказаться (и нередко оказываются) под вредоносным влиянием отрицательного обаяния и примера многочисленных приукрашенных и романтизированных экранных злодеев.

Итак, взрослые вещатели, которые распоряжаются детским телевизионным миром, делают это крайне плохо, не заботясь о маленьких зрителях.

В итоге формула российского детского ТВ выглядит удручающе: развлечение плюс коммерция минус образование и воспитание. В детское вещания втискивают всё, что только можно, не заботясь ни о качестве, ни о времени показов, ни о картине мира, которая формируется в детском сознании под влиянием телепередач. Количество, качество и содержательное разнообразие передач для детей на российском ТВ уже сведено к тому минимуму, за которым следует абсолютная пустота...

Телевидение - для зрителей, или зрители - для ТВ?

Комментарий А. Короченского

Состояние отечественного детского вещания наглядно иллюстрирует парадокс современного коммерческого ТВ. Судя по всему, коммерческие вещатели рассматривают аудиторию (и не только детскую, но и взрослую) в основном лишь как докучливый придаток к своему бизнесу, без которого не обойтись при определении рейтингов. Телевизионная индустрия работает сегодня главным образом на себя, а не на зрителя. Именно поэтому традиционное представление о том, что телевидение служит для информирования и просвещения маленьких зрителей - а уж потом и развлечения, явно не стыкуется с практикой ведущих российских телекомпаний.

Законодатели и органы исполнительной власти РФ фактически самоустранились от создания правовой среды, побуждающей коммерческих вещателей всерьёз заняться решением проблем детского вещания, и от выработки и проведения отчётливой и конструктивной политики в целях защиты юных зрителей от телепоказа, перенасыщенного криминалом и насилием. Иначе в нашей стране уже давно бы действовал закон о детском телевидении - наподобие соответствующего закона, принятого в 1990 г. в США. И существовало бы общественное ТВ, способное просвещать и воспитывать детскую аудиторию, а не только однообразно развлекать её.

Плоды деградации детского телевещания рано или поздно придется пожинать всем миром. В ближайшем будущем могут появиться целые поколения ограниченных агрессивных потребителей с уродливыми представлениями о жизненных ценностях и нравственности. Едва ли такие будут способны возродить Россию...

Уважаемые родители! Интересуйтесь тем, что смотрят Ваши дети по ТВ, обсуждайте с ними увиденное. А ещё лучше - почаще переключайте внимание детей на другие занятия, более полезные для их умственного и физического развития. Иначе потом будете удивляться, как это случилось, что из чудного, доброго и так много обещавшего маленького человечка - вашего ребёнка - вдруг прорезался бесчувственный упырь, который ненавидит вас, родителей, за то, что вы не в состоянии удовлетворить его потребительские притязания, подстроенные под верхнюю планку...

Нынешнему положению, когда вещатели откровенно не считаются с аудиторией, нужно положить конец. А потому не поленитесь отправлять на ТВ, в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и в Государственную Думу письма с протестами и требованиями прекратить игнорирование детской телеаудитории.

Последние новости